Яковлева Н. Г., г. Чайковский Пермской области

УДК 371.2:002.6

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
(из опыта работы заместителя директора школы по информатизации)

В данном докладе представлен опыт управления информатизацией образования в школе. Описывается поэтапное внедрение НИТ в образовательный процесс, формирование информационной среды школы и развитие ее в единую открытую образовательную информационную среду. Раскрываются задачи по управлению процессом информатизации, придания ей направленности. Предназначен руководителям образовательных учреждений и информационных центров.

Одним из приоритетных направлений развития школы на протяжении нескольких лет является внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.

Сформированное информационное пространство школы – это довольно сложная система, и в идеале она должна обеспечить условия эффективного взаимодействия всех элементов с целью повышения качества образовательного процесса. Управление сформированной системой призвано обеспечить использование кадровых, материально-технических, финансовых, временных и других ресурсов с максимальной эффективностью и продуктивностью для развития детей.

Деятельность заместителя директора по информатизации осуществляется по следующим основным направлениям:

1)  компьютеризация управленческой деятельности;

2)  информатизация учебного процесса;

3)  формирование и развитие информационной культуры учащихся и учителей на основе НИТ.

НИТ используются сегодня в школе в нескольких направлениях.

1.  Информатизация управления школой:

2.       В образовательном процессе:

3.       Для видеосъемки школьных мероприятий и создания видеотеки по истории школы.

4.       Для получения информации через подключение к Интернет.

5.       Для электронной переписки.

Сегодня сформирована целая структура школьного информационного центра (далее ШИЦ). Все ее блоки объединены в локальную общешкольную сеть. Деятельность двух кабинетов информатики можно подразделить на учебный процесс, организацию внеурочной деятельности учащихся, место для индивидуальной работы по подготовке документов, докладов, презентаций учащимися и учителями. В вечернее время кабинет используется для обучения взрослых преподавателями городской фирмы «Мастер-сервис». 

В штатное расписание школы введена ставка заместителя директора по информатизации, который является координатором всей проводимой  работы по внедрению новых информационных технологий. Для поддержки компьютерной техники в рабочем состоянии имеем в штате квалифицированных инженера, программиста и техника по обслуживанию. Штат сотрудников ШИЦ обеспечивает функционирование локальной школьной сети, поддержку WEB-страницы, проводит обучение желающих учителей пользовательским навыкам. Разрабатывается программа разноуровнего обучения преподавательского состава навыкам работы на компьютере в различных средах и использования периферийных устройств.

С введением ставки программиста началось целенаправленное создание школьной базы данных (в формате СУБД Microsoft Access), которая дает новые возможности обработки данных и представления их в форме отчетов. Работа программиста направлена на выполнение конкретных задач с учетом особенностей и потребностей нашей школы.

В школе формируется определённый круг учителей, являющихся носителями компьютерных образовательных технологий. Часть из них объединились в проблемную группу по изучению эффективных методов использования НИТ в образовании.

Мы попытались обрисовать круг вопросов, которые требуют решения при создании в школе единого информационного пространства. Наш опыт говорит о том, что трудности информатизации успешно преодолеваются организационными методами и достоинствами технологий.