Винокур И. Р.,
г. Пермь

УДК 330.341.1

ПРОБЛЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ИННОВАЦИОННЫЙ РЕГИОН»

Анализируется проблема образовательного уровня специалистов, обеспечивающих формирование инновационных программ региона. Определены основные квалификационные требования к специалистам данной генерации. Выделены основные компоненты образовательной платформы, а также даны рекомендации по структурам, формам и технологиям подготовки и переподготовки кадров в области прикладной инноватики.

Эффективное решение проблемы развития инновационной территории возможно только при условии поддержки проекта формированием соответствующего корпуса специалистов, профессионально решающих вопросы маркетинга, трансферта технологий, коммерциализации интеллектуальной собственности, управления проектами и информационно-аналитического сетевого обеспечения инновационной деятельности.

Отмечая, что в области формирования информационной и организационной структур Пермская область заняла лидирующее положение в Приволжском федеральном округе, следует выделить проблему кадрового обеспечения функционирования и развития инновационной системы региона.

Выделяя приоритетные компоненты необходимых знаний, проведен анализ существующих возможностей региональной структуры профессионального образования. При этом, с учетом реальных тенденций федеральной реформы системы образования, остановимся на государственных образовательных учреждениях, в первую очередь ПГТУ, сформировавшемся в настоящее время как официальный центр инновационного развития региона. При этом выделим анализируемые уровни квалификации: специалист с высшим профессиональным образованием и научные кадры. Последняя составляющая, по нашему мнению, неизбежна для номенклатуры Hi-Tech-комплексов, являющихся базовыми модулями инновационной сети. ПГТУ в настоящее время уже ведет подготовку специалистов по направлению «маркетинг», хотя совершенно очевидна необходимость специализации в аспекте инновационной деятельности. Данной специальностью современные ресурсы подготовки специалистов с высшим образованием по инновационному направлению исчерпываются. Поэтому в настоящий момент, когда приведена в движение практическая сеть инновационной деятельности, с целью быстрого решения проблемы кадрового обеспечения, необходимо использовать ресурсы переподготовки кадров и коррекции учебных планов ПГТУ в области технологических специальностей с целью формирования минимального блока знаний в области инновационных технологий.

В настоящее время уже существуют примеры таких реализаций, в частности по специальности 210200 «Автоматизация технологических процессов и производств» введена специализация «Автоматизация технико-экономических процессов и маркетинга».

С учетом объективно сложившейся в России тенденции подготовки кадров новой формации, обеспечивающей максимум эффективности становления реальной экономики, реализуется программа подготовки кадров симбиозной композиции: подготовка специалиста технологического профиля с дополнительным экономическим образованием, причем именно в этой последовательности, а не наоборот. Собственно технология подготовки и переподготовки кадров по инновационной деятельности должна строиться на базе существующих сетевых ресурсов, предполагающих магистерскую подготовку по системе «двойной диплом» по договору с техническим университетом ТУ-Варна (Болгария), на базе корпоративного проекта ПГТУ – Европейская Академия Бизнеса (Прага, Чехия). Значительные ресурсы созданы сегодняшним инструментарием дистанционного образования, все эти компоненты должны быть методически оформлены и аттестованы в течение 2004 – 2005 учебного года. Для решения данной проблемы в ПГТУ создана методическая комиссия, формирующая предметную и методическую базу инноватики.

Нельзя не упомянуть положительный опыт наиболее продвинутых в инновационном направлении образовательных центров, таких как Государственный университет инноватики и предпринимательства (Москва),

Факультет инноватики Санкт-Петербургского государственного технического университета, сформированные кафедры инноватики в целом ряде региональных технических университетов России.

Имея признание организационной и практической деятельности в развитии инновационной территории, необходимо максимально быстро решить задачу формирования образовательной структуры, поддерживающей эту деятельность. Альтернативы реализации этой программы просто нет.