Столбова Е.Н., г. Лысьва Пермской области

УДК 372.891:681.3

Использование компьютера в урочной и внеурочной деятельности по географии

Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение информационных технологий обучения. На смену «индустриальному» обществу пришло «постиндустриальное информационное». Компьютер адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Это обусловлено, во-первых, требованием к современному выпускнику в умении находить информацию и выбирать из огромного потока необходимую; во-вторых, повышением интереса к предмету, в стремлении сделать урок более наглядным, интересным, динамичным и современным; в-третьих, использование компьютера на этапе проверки знаний делает этот процесс объективным; в-четвертых, почти у половины детей есть персональные компьютеры и они активно используют их при выполнении домашних заданий и творческих работ.

В 2003 году в нашем Лицее № 1 был создан кабинет географии, оснащенный мультимедийной системой. Это дало возможность использовать совместную форму работы с компьютером на уроке (один компьютер на класс, изображение с которого выводится на экран телевизора). Кроме этого, Лицей и кабинет оснащены следующими продуктами.

1.  Электронные учебники и энциклопедии по географии:

2. Свободный и выход в Интернет.

3. Модуль по географии.

4. Видео двойка.

5. Два компьютерных кабинета.

6. Медиатека.

7. Собственный теоретический и практический уровень работы на компьютере.

Возможности применения компьютера огромны. Поэтому, применяю разные направления использования.

Первое направление – демонстрация материалов.

На теоретическом этапе урока изучение нового материала часто сопровождается показом схем, слайдов, географических объектов, карт, снимков, графиков, диаграмм из электронных учебников. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить материал, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Также в электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2 – 3 минуты, но отражают суть процесса или явления (например, извержение вулкана). Использование диктора тоже дает возможность разнообразить урок и включить в деятельность слуховую память учащихся.

Второе направление – показ процессов.

Географические процессы, о которых школьники должны иметь представление, разнообразны и многочисленны. Мы много объясняем детям на пальцах. Компьютер дает уникальную возможность увидеть процесс своими глазами. Используя анимацию, можно демонстрировать образование ледников, болот, атмосферных фронтов и др. Сбывается поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Воздействуя на зрительную память, усвоение материала происходит на более глубоком и осознанном уровне.

Третье направление – практические работы.

В программах по географии заложены практические работы по темам. Они носят практический и контролирующий характер. Особенно детям нравятся задания по проверке карты. Компьютер дает возможность, и выучить, и закрепить, и проверить себя, и исправить свои ошибки, так как компьютер добьется правильного выполнения. На таких уроках, мы имеем возможность работать в классе и выйти в компьютерный класс, где каждый индивидуально может выполнить практические задания по теме.

Четвертое направление – проверка знаний.

На данном этапе развития образования широко внедряется практика единого государственного экзамена по устным предметам, где детям предлагают тестовые работы. Современному учителю необходимо научить детей работать с тестами. В электронных учебниках эта возможность тоже предусмотрена. Здесь заложены тестовые работы по каждой теме, в нескольких вариантах. Но еще привлекает учащихся то, что оценку ставит сама машина. Происходит объективное оценивание знаний школьников. При проверке знаний учащихся использую индивидуальный подход: учащиеся имеют возможность исправить свои ошибки при выполнении нового теста.

Пятое направление – использование программы Power Point для презентаций.

С помощью графической программы Power Point можно создать слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Это может сделать как учитель, так и дети. Презентации удобны тем, что отбирается материал именно тот, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Презентации используются на отдельных этапах урока.

Шестое направление – использование Интернет.

В кабинете мы имеем возможность непосредственного выхода в Интернет. По объему информации Интернет опережает все мыслимые источники. Из него можно получить (и довольно быстро) такую информацию, которую из других мест получить очень сложно. Это прежде всего статистические материалы для изучения социально-экономической географии России и мира. Помимо статистики из Интернет беру огромное количество иллюстративного материала: это фотографии и рисунки, показывающие разные уголки Земли. В дальнейшем они используются для составления презентаций. Систему Интернет дети могут использовать и при подготовке сообщений, докладов, рефератов, которые они часто сопровождают демонстрацией презентаций, выполненных тоже с использованием Интернет. В 9-м классе учащиеся создали работы «Достопримечательности городов Пермской области». При этом учащиеся используют свои навыки, полученные на уроках информатики. Использование Интернет увеличивает познавательную деятельность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. К тому же, они понимают, что Интернет – это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный.

Седьмое направление – выполнение научных работ.

В течение нескольких лет при нашем Лицее работает научное общество учащихся. Дети создают свои первые научные работы. Создаем их мы и по географии. В 2003 – 2004 учебном году ребята проанализировали демографические процессы, протекающие на территории Лысьвенского района. Работа создана не только на бумаге, но и сопровождается наглядной презентацией, которая отражает все демографические процессы. С помощью программы Excel созданы графики и диаграммы изменения численности населения, количества детей в семьях, национального состава. Для вывода графиков и диаграмм использована анимация. Работы с демонстрацией материалов имеют большее преимущество перед другими работами.

Восьмое направление – подготовка к олимпиадам.

При подготовке к олимпиадам использую «Шпаргалки по географии». Программа имеет десять разных вариантов с тридцатью вопросами на вариант. Тесты выполняются теми учащимися, с которыми идет подготовка к олимпиадам. Тесты позволяют увидеть допущенные ошибки и исправить их при повторном выполнении. Выдается и статистика ответов, что дает возможность выбрать наиболее успешных учащихся для выступления на олимпиадах и позволяет достичь более высоких результатов.

Работа с применением компьютера по вышеописанным направлениям дает свои результаты.

  1. В 2003 – 2004 учебном году команда Лицея приняла участие во Всероссийском конкурсе по созданию образовательных веб-сайтов в номинации «Регионоведение». Тема работы «География Лысьвенского района». Работа прошла во второй тур конкурса.
  2. С февраля по апрель 2003 – 2004 учебного года команда «МОЗГ» принимала участие во Всероссийской телекоммуникационной викторине по географии и стала обладательницей диплома второй степени. В этом учебном году вновь подана заявка для участия в Дистанционной обучающей викторине по географии.
  3. В результате работы в секции НОУ по географии создана научная работа по теме «Демографическая ситуация в Лысьвенском районе», которая успешно применяется на уроках географии при изучении населения и на спецкурсе по краеведению.
  4. Учащимися и учителем созданы презентации по отдельным темам, которые используются на уроках.
  5. На занятиях интеллектуального кружка применяется игра «О, счастливчик!» и ряд других игр с использованием компьютера, что позволяет сделать занятия кружка более привлекательными.
  6. Успешное выступление ребят на городских и областных олимпиадах по географии. 2002 – 2003 учебный год – 1-е место в городе и 2-е место в области Грибов Ю. Он же участник Всероссийской олимпиады по географии в г. Липецк. 2003 – 2004 учебный год – 1-е место в городе и 3-е место в области Грибов Ю. Плюс еще 3-е место в городе.
  7. Повышается мотивация обучения за счет новизны деятельности.
  8. Наблюдается собственный профессиональный рост учителя.
  9. Использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса. За 2003 – 2004 учебный год имею успеваемость по предмету 100%, качество знаний – 80%.