Сова В. Н.,
г. Москва

УДК 002.6

МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

В статье изложены модели и методы экономического развития государственной системы научно-технической информации. Структурная сложность системы предъявляет специфические требования к формированию систем стимулирования. Процедура агрегирования сложной системы с причинно-следственными отношениями в инструментальной или методологической форме позволяет установить обозримую структуру механизмов стимулирования, подходящих для современной системы научно-технической информации.

Информация – главный ресурс интеллектуальной, а следовательно, производственной и предпринимательской деятельности человека. Последние годы субъекты Российской Федерации с учетом своих особенностей, новых экономических, социальных и политических отношений пытаются создать свои информационные инфраструктуры с выходом как на федеральный, так и международный уровень. Создание инфраструктур требует больших финансовых, материальных и трудовых затрат. Хозяйственные субъекты, учреждения, общественные объединения и отдельные граждане формируют для обеспечения своей деятельности (производственной, управленческой, научной, просветительной и т. д.) информационные ресурсы, различающиеся между собой по объему, способу организации и представлению информации. В этих условиях возрастает роль государственной системы научно-технической информации – Российского объединения информационных ресурсов научно-техни-ческого развития (Росинформресурса), предприятия которого являются государственными научными бюджетными некоммерческими учреждениями.

Структурные методы решения задачи экономического развития государственной системы научно-технической информации, включают процедуру синтеза линейной структуры многоуровневой системы с причинно-следственными связями, структурный синтез в ней механизмов стимулирования с позиций теории активных систем и обоснование структуры подразделений предприятия научной сферы, исходя из области допустимых управлений ассортиментом научной продукции.

Структурная сложность исследуемой системы подтверждается огромным числом входящих в нее структурных элементов, представляемых региональными ЦНТИ, некоторым образом группируемыми в окружные образования, управлениями и отделами ЦНТИ, производственными и творческими коллективами (командами), отдельными работниками и обслуживаемыми клиентами (юридическими, например, предприятия, департаменты и др., и физическими лицами), отличающимися собственной не менее сложной структурой.

Структурные отношения с определенной условностью могут быть приняты в форме причинно-следственного содержания. Правомерность такого подхода обусловливается правилами имеющей здесь место игры Г2, где первый шаг инициируется элементами высших уровней иерархии, формируются типы и параметры механизмов стимулирования деятельности низших уровней. Эта деятельность может выражаться в разработке механизмов стимулирования еще более низких уровней в рамках условий (ограничений), поступивших извне и от вышестоящих активных элементов системы, либо непосредственно в реализации добровольно выбранных производственных действий из множества допустимых.

Условность подобной интерпретации структурных отношений в рассматриваемой системе проявляется в изменчивости причинно-следственных связей между активными элементами ситуативного (эпизодического) характера, покрывающих ряд элементов, находящихся на одинаковых условиях и даже различных, но в инверсном виде, что обусловлено возникающими коммерческими взаимоотношениями.

Процедура агрегирования сложной системы (см рисунок) с причинно-следственными отношениями в инструментальной или методологической форме позволяет установить обозримую структуру механизмов стимулирования, подходящих для современной системы научно-технической информации.

Интересы управления (директората) «Росинформресурса» (Центр 1) заключаются в сохранении, развитии системы научно-технической информации и обеспечении необходимого объема работ в форме государственного заказа при минимальном финансировании, основываясь на федеральной форме собственности, предоставленной ЦНТИ.

Ответственный государственный заказ, который должен быть выполнен не формально, а с достаточно высоким качеством, по сути, является планом и подлежит оплате со стороны Центра 1. Для стимулирования этого вида заказа каждому Центру 2 (ЦНТИ) со стороны Центра 1 можно предложить высокоэффективную скачкообразную систему С-типа, а для Центров 2 суммарную схему NC. При этом величина скачка С может зависеть не только от плана , представляющего собой выполнение ответственного задания, но и от плана , предусматривающего обязательное исполнение некоторого объема не столь ответственных работ, стимулируемых «выгодным» заказом x. Таким образом, создается составная система стимулирования , в агрегированном виде приобретающая форму  . При этом нельзя ее подменять, на первый взгляд, эквивалентной системой , что в агрегированном виде означало бы , поскольку такая форма необоснованно приравняла бы менее ответственные заказы с более ответственными, в то время как в синтезированной составной системе стимулирования лишь успешное выполнение заказа х гарантирует получение заказа , выполнение которого в свою очередь служит санкцией на выбор Центром 2 действий в полуинтервале , где обозначает масштабы предпринимательской деятельности, согласованные со спросом на предоставляемые услуги. Понятно, что если полуинтервал слишком мал для успешной компенсации издержек взаимодействия с Центром 1 на рынке научно-технической продукции, то возможен кризис, грозящий вынужденным выбором Центром 2 нулевого решения, по сути, банкротства.

Следует также заметить для неагрегированной структуры системы научно-технической информации возникает задача оптимального распределения государственных заказов между N Центрами 2, что относится уже к параметрическому синтезу.

Разработанная модель и процедура агрегирования линейной структуры многоуровневой системы с причинно-следственными связями, определяющими поведение элементов в рамках иерархической игры типа Г2, позволяет установить обозримое множество структур механизмов стимулирования, адекватных современной системе научно-технической информации.