Шадрина Е. В.,
г. Пермь
УДК 658.7
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАКУПОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
Интеллектуальные услуги являются объектами права интеллектуальной собственности. Понятие интеллектуальных услуг не фигурирует в законодательстве, так как это лишь различные объекты интеллектуальной собственности, творения человеческого разума и интеллекта, которые могут выступать в качестве услуг.
Интеллектуальная собственность это собирательное понятие, применяемое для обозначения прав на результаты интеллектуальной (творческой) деятельности в области литературы, искусства, науки и техники; средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров и услуг; защиту от недобросовестной конкуренции. Понятие "интеллектуальная собственность" был узаконен Конституцией РФ. Статья 44 хотя и не раскрывает содержания данного понятия, но подчеркивает, что "интеллектуальная собственность охраняется законом". Гражданский кодекс РФ раскрывает данное понятие в общем виде, перечня конкретных объектов, попадающих под понятие интеллектуальной собственности, Гражданский кодекс РФ не содержит.
Характеризуя понятие "интеллектуальной собственности", необходимо рассмотреть, что вкладывает в это понятие Конвенция Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Конвенция ВОИС использует термин "интеллектуальная собственность" в собирательном смысле, обозначая все права на результаты творческой деятельности и некоторые, приравненные к ним объекты.
Вследствие разнообразия объектов, попадающих под понятие интеллектуальной собственности, можно выделить четыре самостоятельных института (подотрасли права) интеллектуальной собственности:
Авторское право и патентное право сформировались давно и представляют две оформленные обособленные подотрасли интеллектуального права, выделение же других институтов достаточно условно.
Институты интеллектуальной собственности охраняют следующие объекты.
Авторское право и смежные права: произведения науки и искусства, музыкальные произведения, произведения живописи, произведения кинематографии, научные труды, в том числе НИР и ОКР, научные открытия и др.
Патентное право: изобретения, полезные модели, промышленные образцы.
Право охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (товаров, услуг): фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания, место происхождения товара.
Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности: служебная и коммерческая тайна, интегральные микросхемы (ИМС), селекционные достижения, рационализаторские предложения, пресечение недобросовестной конкуренции.
Некоторые из вышеуказанных объектов интеллектуального права могут выступать в качестве предмета закупки интеллектуальных услуг для государственных нужд.
Государственное управление отношениями в сфере охраны интеллектуальной собственности прямо или косвенно регулируется большим числом нормативных правовых актов. Наибольшее значение имеют следующие законодательные и иные нормативные акты: Гражданский кодекс Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации; Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" и принятые в его развитие нормативные акты; Патентный закон РФ и принятые в его развитие нормативные акты; Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"; Закон РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"; Закон РФ "О селекционных достижениях".
Большую роль в регулировании отношений интеллектуальной собственности имеют международные нормативные правовые акты, которые ратифицировала Российская Федерация. Прежде всего, это Всемирная конвенция об авторском праве, Евразийская патентная конвенция, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Конвенция об охране промышленной собственности, Договор о патентном праве.
Объекты интеллектуальной собственности обладают существенными особенностями. Будучи нематериальными, они не ограничены в пространстве и могут быть использованы одновременно неограниченным кругом лиц. Способы распоряжения интеллектуальной собственностью включают в себя не только отчуждение, но и выдачу лицензий.
Права на результаты интеллектуальной деятельности, вошедшие в экономический оборот, представляют интерес для самых разных его участников: авторов, работодателей, инвесторов, в том числе государства, пользователей и др. Вопрос о распределении прав между отдельными участниками, т.е. о правообладании, встает остро. Круг лиц, обладающих абсолютными правами, уже, чем круг тех, кому принадлежат только обязательственные права, поэтому в законе определены основания для возникновения прав.
В случае получения результата интеллектуальной деятельности за счет государственного бюджета, в виде государственного заказа или полученного на казенном предприятии, также возникает вопрос о правообладателе. Как уже сказано, государство и властные структуры являются участниками гражданско-правовых отношений, но занимают особое положение. Это проявляется и в правах на результаты творческой деятельности. Законодательство устанавливает особенности как в основаниях возникновения прав, так и в их содержании, и в порядке их осуществления. О важности и остроте проблемы свидетельствует ряд нормативных актов1.
_____________________________
1 Указ Президента РФ "О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" от 14.05.1998 № 556; Указ Президента РФ "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий" от 22.07.1998 № 863; Постановление Правительства РФ "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" от 20.09.1998 № 1132; Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности: Утв. Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2001 №1607-р.; Постановление Правительства РФ "Об использовании результатов научно-технической деятельности" от 02.09.1999 № 982
До 1992 г. действовала система авторского свидетельства, по которой исключительное право на изобретение принадлежало государству. После введения в действие Патентного закона ситуация изменилась коренным образом. На государство (казну) стали распространяться общие принципы исключительных прав. Права государства на изобретения возникают по общим основаниям, тем же, что и у остальных правообладателей. Эти права имеют производный характер, и основанием их возникновения является договор с правообладателем. Содержание такого договора специфично и специально урегулировано законом. Такой договор связан с государственным заказом и называется государственным контрактом. Как правило, условие о переходе прав на изобретение включается в государственный контракт. В тоже время, правила о подрядном договоре Гражданского кодекса РФ никаких норм о переходе прав на возможные будущие изобретения не содержит, а в соответствии со ст.722, государственные контракты на выполнение НИР и ОКР заключаются по правилам договора подряда для государственных нужд. Следовательно, в Гражданском кодексе РФ не предусмотрена необходимость определения правообладателя в подрядном договоре для государственных нужд. Однако при отсутствии условий договора о переходе прав государство не имеет права на изобретение, даже если на его создание затрачены казенные средства и оно создано при выполнении государственного заказа.
Таким образом, государственная политика в этой области, заключается в обеспечении сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, и государственного стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности.
Порядок размещения государственных заказов на выполнение НИР и ОКР на конкурсной основе и другими способами определен совместным приказом Министерства науки и технологий РФ, Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ2. Были разработаны Методические рекомендации, которые определяют функции заказчика и исполнителей в момент проведения процедуры закупки НИОКР, определяют способы закупок НИОКР и условия их применения, подробно регламентируют процедуры проведения открытого конкурса и других способов закупки, порядок обжалования. Кроме того, Методические рекомендации определяют порядок заключения государственного контракта на выполнение НИОКР, включая требования к содержанию контракта и процедуру заключения контракта.
____________________________
2 Типовое положение о порядке размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурса) или иных способов закупки и порядке заключения государственных контрактов: Утв. Приказом Министерства науки и технологий РФ, Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ от 17.10.1997 № 94/130/74н
Таким образом, Методические рекомендации унифицируют порядок конкурсного размещения государственного заказ на выполнение НИОКР, но не предусматривают специальных правил и процедур для проведения конкурса на закупку такой специфической продукции, как научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы.
Таким образом, правовое регулирование интеллектуальной собственности, в том числе интеллектуальных услуг, обеспечивается большим числом правовых актов, представляющих институт интеллектуально права. Законодательство по вопросам проведения конкурсных закупок, и законодательство, регулирующее отношения интеллектуальной собственности не определяют специальный порядок закупки такого специфичного вида продукции, как объекты интеллектуальной собственности.
Литература