Рыскулова М. Н., г. Нижний Новгород

УДК 378.1

ИНТЕГРАТИВНЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ"

В докладе изложен опыт работы преподавателей кафедры архитектуры ННГАСУ по созданию интегративного мультимедийного образовательного курса «История архитектуры», рассмотрены проблемы, возникшие при его разработке.

Интегративность в обучении – одно из важнейших условий высшего, в том числе инженерно-строительного образования. В исследованиях отечественных учёных по проблемам профессионального образования интеграция рассматривается как перспективное направление совершенствования современного образования, раскрывается необходимость усиления интеграции профессиональной подготовки специалистов [1 – 4 и др.]. При этом различают несколько уровней интеграции: межвузовскую (учебно-методические объединения вузов), региональную (учебно-научно-промышленные комплексы), концептуальную (интеграция гуманитарной и политехнической концепций), междисциплинарную (междисциплинарные связи) и внутридисциплинарную (интеграция методов, форм и средств обучения) [5].

Элементы трёх последних уровней интеграции нашли своё отражение в мультимедийном образовательном курсе «История архитектуры», созданном на кафедре архитектуры ННГАСУ в форме компьютерного электронного учебника (КЭУ). Он предназначен для студентов университета заочно-дистанционной формы обучения по специальностям направления дипломированного специалиста 653500 «Строительство», а также для студентов направления 550100 «Строительство» общетехнического факультета ННГАСУ очной формы обучения, изучающих курс по индивидуальному  графику.

Инженеры строительных специальностей, имея дело в основном с техническими вопросами архитектуры, должны хорошо представлять те эстетические возможности, которые таят в себе изделия, конструкции и архитектурно-строительные приёмы. Опыт истории архитектуры в этом отношении даёт обширный материал и помогает решать практические задачи взаимосвязи выбираемых изделия или конструкции и художественной формы. Изучая историю архитектуры, студенты познают в развитии эстетическую, функциональную и конструктивную стороны архитектуры, получают значительный объём конструктивно-технической информации, необходимой для предстоящей учебной и профессиональной творческой работы. Иначе говоря, в нашем интегративном курсе в неявном виде присутствуют дисциплины «Основы изобразительного искусства», «Инженерная графика», «Теоретическая механика», «Инженерная геодезия», «Металлические конструкции», «Железобетонные и каменные конструкции», «Основания и фундаменты», «Конструкции из дерева и пластмасс», «Организация строительства», «Охрана окружающей среды» и др. Совокупность теоретических знаний, получаемых студентами при освоении КЭУ, является опорой, фундаментом для учебного архитектурно-строительного курсового проектирования по специальным дисциплинам и теоретической, методологической и методической основами практической архитектурно-строительной деятельности проектировщика-профессионала.

Оценивая значимость тех или иных носителей учебного материала при обучении с применением дистанционных технологий, перспективными для подобных интегративных курсов следует признать CD- и видеоносители информации, которые позволяют возвращаться назад, делать паузы для работы с книгой, для консультаций и т.д., подключая новые каналы восприятия материала. Практика показывает, что CD-сетевые технологии имеют ряд преимуществ перед другими. Большая информационная ёмкость компакт-дисков (700 Мбайт), их мультимедийные возможности, простота и дешевизна тиражирования делают весьма эффективным изложение учебно-методических материалов на таких носителях. Поэтому интегративный курс «История архитектуры» и был разработан в виде компьютерного электронного учебника на CD-ROM. Разрабатывая КЭУ, мы исходили из того, что учебные средства индивидуального пользования должны способствовать созданию дружественной обучающей среды, чтобы процесс учебы уже сам по себе доставлял бы студенту удовольствие и развивал у него положительную мотивацию к продолжению обучения.

В КЭУ «История архитектуры» построение курса лекций соответствует общепринятым в учебной литературе структуре и порядку рассмотрения основных исторических процессов в рамках социально-экономических формаций, отражает и хронологию развития культуры различных географических регионов мира. В лекциях рассматривается история зодчества тех стран, архитектура которых в той или иной степени повлияла на развитие русской и российской архитектуры. В основу каждого раздела положен анализ инженерно-технических предпосылок, формирующих основы архитектуры, а освещение идейно-художественных и функционально-типологических факторов ведётся в контексте рассмотрения конкретных построек – зданий, сооружений и их комплексов.

КЭУ содержит тесты для итогового контроля усвоения материала курса с краткой инструкцией по работе с ними и список литературы для углублённого изучения разделов «Истории архитектуры».

Учебная работа с данным электронным учебником ориентирована на активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Изучение учебного материала рекомендуется проводить в последовательности, соответствующей нумерации разделов электронного учебника. К изучению каждого последующего раздела целесообразно переходить только после освоения предыдущей части. Все лекции содержат контрольные вопросы для активизации самостоятельной работы, осмысления и закрепления теоретического материала.

Гипертекстовые ссылки в учебных текстах лекций КЭУ позволяют осуществлять мгновенный переход от одного фрагмента основного материала лекции к дополнительному разъяснительному текстовому или иллюстративному материалу, терминологическому или библиографическому словарям. При активизации таких гиперссылок открывается дополнительное окно браузера и появляется возможность работать в нескольких окнах.

Общий объём web-версии учебника – 18 Мб, количество графических иллюстраций – около 300, контрольных вопросов в лекциях – 63, в тестах – 40.

Теории и практике создания электронных обучающих средств посвящено много пособий. Тем не менее, при создании КЭУ мы столкнулись с рядом субъективно-технических проблем, которые не позволили нам реализовать на практике некоторые наши задумки. В частности, ограниченность выбора базового средства разработки, несовершенство программы вёрстки материала сковывало «живость» композиционного решения учебника, разработка тестовых заданий велась в жёстких рамках вариативных ограничений, дизайн КЭУ (экранный интерфейс, навигационные элементы и т.д.) должен был учитывать возможности периферийных компьютеров удалённых обучаемых.

Нам не удалось пока найти и применить приемлемую систему защиты КЭУ. Мы обнаружили, что современные программы не обеспечивают 100%-ную защиту авторских курсов. Неожиданно трудоёмкой оказалась разработка инструкции по работе с КЭУ для пользователей и тьюторов. Необходимо было предусмотреть возможные осложнения в работе с учебником и дать рекомендации по их преодолению.

Тем не менее, пилотный экземпляр интегративного курса «История архитектуры» создан и в текущем семестре проходит апробацию в учебном процессе со студентами института открытого дистанционного обучения ННГАСУ. На следующем этапе планируется разработка сетевой Интернет-составляющей такого курса. В настоящее время на кафедре архитектуры университета для студентов направления 550100 «Строительство» на основе CD-технологии разрабатывается дистанционный учебный курс «Архитектура». Это – 10-лекционная CD-составляющая полного CD-сетевого курса с практическими занятиями по архитектурно-строительному проектированию небольшого здания с четко выраженным функциональным процессом. Проверку опытного учебного курса планируется провести в учебном процессе со студентами общетехнического факультета и института открытого дистанционного обучения ННГАСУ в 2005 году.

Литература

  1. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования // Ин-т профтехобразования РАО. – СПб.: Радом, 1997. – С. 227.
  2. Данилюк А.Я. Теоретико-методические основы интеграции в образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1997. – C. 27.
  3. Кирсанов А.А., Кочнев А.М. Интегративные основы широкопредметной подготовки специалистов в техническом вузе. – Казань: АБАК, 1999. – С. 290.
  4. Новиков А.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. – 1996. – № 1. – С. 3 – 8.
  5. Пульбере А., Гукаленко О., Устименко С.. Интегрированные технологии // Высшее образование в России. – 2004. – № 1. – С. 123.