Окунева И. В., г. Иркутск

УДК 316.334.2

АССОЦИАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

При принятии на работу работодатели проявляют повышенный интерес к наличию у специалиста опыта работы, навыков самостоятельной работы, умение работать в коллективе, осознавать себя лидером или исполнителем. Этими качествами должен овладеть студент во время обучения в вузе. Оценкой эффективности обучения будет служить его трудоустройство и дальнейшее продвижение по служебной лестнице.

Уровень конкурентоспособности специалиста – качество, предполагаемое в специалисте со стороны работодателя. Как показывает практика, при принятии на работу работодатели проявляют повышенный интерес к наличию у специалиста опыта работы, навыков самостоятельной работы, умение работать в коллективе, осознавать себя лидером или исполнителем. Эти качества приобретают особую ценность в структуре рыночных отношений. Последнее предполагает в свою очередь в организации производственных отношений соперничество, умение работать в стрессовых ситуациях, искать новые подходы в решении известных задач, уметь адаптироваться в меняющейся обстановке. Этими качествами должен овладеть студент во время обучения в вузе. Оценкой эффективности обучения будет служить его трудоустройство и дальнейшее продвижение по служебной лестнице.

Развитие рыночной экономики предполагает соперничество, цивилизованные формы конкуренции, стремление к лидерству, социальному успеху как нормальные формы производственных отношений с соответствующим отображением последних в структуру отношений между сотрудниками и специалистами внутри коллективов. 

В стратегической Программе развития ОАО «Российские железные дороги» говорится, что показателем эффективности работы Компании должна стать производительность труда. Необходимое условие повышения производительности труда – организация планирования человеческих ресурсов Компании. Необходимо достоверно прогнозировать когда, где, сколько и какой квалификации работники потребуются для достижения поставленных целей.

Усиление мотивированности работников в результатах своего труда приведет к росту его производительности. Основными мотивационными факторами являются: уровень заработной платы и дополнительных выплат; условия труда; гарантия занятости; должность; трудовая политика предприятия; характер межличностных отношений и стиль работы руководителей; содержательность труда; ответственность и самостоятельность; профессиональное продвижение; развитие личности работника (1).

Профессиональное продвижение, профессиональный рост работника я хотела бы рассмотреть на примере такой организации как Ассоциация выпускников университета. Ассоциации выпускников еще не получили повсеместного распространения. Однако наблюдается активность в этом направлении.

Ассоциации выпускников, как правило, формируются в нормативно-правовом пространстве как общественные организации или объединения. Среди целей и задач такой организации определяются: работа с выпускниками по привлечению их к обучению по послевузовским программам, работа с выпускниками по привлечению специалистов в программы повышения квалификации (2).

В настоящее время уже сложилась определенная система дополнительного профессионального образования, которая включает в себя стажировку, курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку, дополнительное и второе высшее образование, в ходе которых специалист с высшим образованием повышает свое профессиональное мастерство в русле имеющегося базового образования или приобретает новую квалификацию (3).

В настоящий момент наибольшим спросом на рынке труда пользуются специалисты, обладающие не только техническими, но и экономическими знаниями, владеющие навыками общения с людьми. Такое многостороннее образование особенно необходимо для будущих руководителей производства.

В задачи Ассоциации выпускников университета входит организация и проведение конференций, на которых обсуждаются вопросы качества подготовки специалистов, участие выпускников в производственной и общественной работе на производстве, вырабатываются рекомендации по совершенствованию подготовки специалистов с учетом требований сегодняшнего дня. В перспективе предполагается обсудить проблемы по следующим направлениям: мировые тенденции в инженерном образовании; владение современной техникой; использование современных технологий производства; умение творчески мыслить и решать производственные задачи; способность к инновационной деятельности; интересы и требования предприятий к подготовке будущих специалистов.

Вывод: Ассоциации выпускников вузов способны реально участвовать в решении проблем оценки эффективности обучения.

Литература

  1. Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» (основные положения). – С. 78 – 81.
  2. Чичкалюк В.А., Богатов М.Ю., Окунева И.В., Черных А.Б. Повышение конкурентоспособности специалистов, инновационные направления в разработке образовательных технологий: Материалы четвертой международной научно-методической конференции (1 – 2 июля 2004 г.). – Воронеж: ВГУ, 2004. – 226 с.
  3. Мясоедова Т.Г. Дополнительное профессиональное образование – как фактор повышения конкурентоспособности специалистов: Сборник материалов 6 Межрегиональной научно-практической конференции «Качество образования. Проблемы и перспективы взаимодействия вузов Санкт-Петербурга с регионами России в контексте модернизации образования», 11 – 14 октября 2002 г., г. Сочи.