Мыльников Л. А., Бачурин А. А.,
г. Пермь

УДК 338.242.2, 64.011.56

Информационная поддержка инновационной деятельности

(презентация)

В статье рассматривается процессы, сопровождающие инновационный проект от этапа появления идеи до утилизации изделия. Выделена информация, необходимая для поддержания процесса появления инноваций. Рассмотрен способ её использования, сбора и поддержания в актуальном состоянии.

Экономика передовых современных стран основывается на знаниях, научных достижениях, передовых технологиях. Традиционные источники экономического роста: новые сырьевые ресурсы, неосвоенные территории, дешевая рабочая сила и т.д. – практически исчерпаны. В условиях глобальной экономики капитал мобилен, технологии распространяются быстро, товары производятся в странах с низкими издержками и поставляются на рынки развитых стран. В этих условиях основным источником конкурентных преимуществ и развития являются инновации во всех сферах. Создание инновационной экономики и вовлечение в нее промышленности, финансовых организаций и научных учреждений является важнейшей задачей, стоящей перед управленческим аппаратом нашей страны и администрацией регионов.

Под инновационными проектами в настоящее время понимают проекты, которые прошли этапы от идеи до реализации готовой продукции. При прохождении таким проектом различных стадий [1] (рис.1) возникает множество сложностей, которые часто являются непреодолимым препятствием. Так, на первом этапе (этапе маркетинга) стоит проблема позиционирования научной разработки и определение её будущего облика; на втором этапе (этап управления финансированием проекта) – проблема привлечения инвестиций для разработчиков и проблема поиска достойных разработок для спонсоров; на третьем этапе (этап производства) актуальными становятся организация труда, поиск производственных мощностей и необходимых ресурсов; на четвертом этапе (этапе сбыта) сложность представляет организация сбыта и службы поддержки.

Особенностью российской экономики является то, что авторы проектов, как правило, пытаются сами реализовать свои идеи на рынке. Однако далеко не каждый человек оказывается в состоянии пройти все этапы, кроме того, процесс реализации проекта занимает длительное время.

Очевидным разрешением многих проблем и ускорения появления готового продукта является привлечение специалистов (маркетологов, специалистов по управлению проектами, специалистов в предметных областях, менеджеров, специалистов прикладников) по различным видам деятельности. Кроме того, что необходимых специалистов нужно найти, им еще необходимо платить, их работой нужно управлять и обеспечивать им условия работы. Из приведенных рассуждений напрашивается мысль о создании специализированной структуры, обладающей ресурсами для содействия появлению инновационных проектов.

Доходы и расходы такой структуры формируются исходя из платы за финансовые и капитальные ресурсы, дохода собственника интеллектуального продукта (носителя идеи), материальных издержек и заработной платы участникам на основе установленных договоров и контратов, дохода, остающегося в распоряжении организации [2]. Для минимизации расходной части необходима информационная система, способная обрабатывать большие объемы информации и информация для её наполнения.

Требования к информационной системе формируются исходя из решаемых задач: коммерческий анализ потенциальных потребителей инноваций; поиск перспективных идей, источников функционирования; организация создания и внедрения новшества; тиражирование; поддержка и утилизация [2]. Чтобы решать поставленные задачи, необходимо иметь необходимую информацию в формализованном виде (пригодную для анализа специализированным ПО). Анализ успешных инновационных проектов показывает, какую именно информацию следует собирать, а также то, что она может быть формализована с использование общероссийских классификаторов (рис. 2).

Для работоспособности системы важным является поддержание актуальности данных. Для этой цели копии системы с ограниченным набором данных могут быть распространены по заинтересованным людям и организациям, которые будут вносить и обрабатывать в ней свои данные, а также предоставлять их для центральной базы данных (рис. 3).

Работа с такой системой состоит из нескольких этапов: 1) сбор и ввод данных; 2) просмотр данных (поиск мощностей, специалистов, услуг и т.д.); 3) оценка стоимости нематериальных активов (метод выигрыша в себестоимости, метод освобождения от роялти, метод создания стоимости, метод преимущества в прибылях, сравнительный метод, комбинированный метод); 4) анализ проектов, анализ предприятий, анализ разработчиков (факторный анализ, анализ динамики, анализ зависимостей, сопоставительный анализ, статистический анализ) [4].

Использование информационной системы поддержки инноваций позволяет минимизировать способы неудачных вложений средств в проекты, обосновывать количество денежных средств, выделяемых для ведения перспективных разработок, а также вырабатывать необходимые управленческих решения способствующие успешной реализации инноваций.

Литература

  1. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. – 224 с.
  2. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность - М.: Экзамен, 2001. – 576 с.
  3. Мыльников Л.А., Винокур В.М. Информационно-аналитическая сеть "InnoNet" – функциональные возможности и принципы построения // Информация, инновации, инвестиции: Материалы конференции 26 – 27 ноября 2003 г. – Пермь, 2003. –  С. 191 – 194.
  4. Л.А. Мыльников Основные принципы построения информационной системы поддержки инновационного развития региона //Современная миссия технических университетов в развитии инновационных территорий: Материалы Международного научно-образовательного семинара 26 июня – 3 июля 2004 г. – Варна. – С. 59 – 61.