Мартемьянов А. А., Мартемьянов В. А.,
г. Пермь

УДК 002.6

Модели и методы организации службы научно-технической информации

В статье рассматриваются модели и методы организации службы научно-технической информации, которые легли в основу разработки «Электронной служба НТИ организации». Территориально распределённый принцип организации, модульность структуры и решение организационно-производственных, экономических и правовых вопросов обеспечат востребованность системы на рынке информационных услуг.

С начала 60-х годов в нашей стране начинает складываться стройная система научно-технической информации. В основу этой системы была положена модель, предполагающая централизованный способ финансирования, восходящий поток сбора информации и нисходящий её предоставления. Становление и развитие системы научно-технической информации обеспечило качественные изменения в науке и промышленности. Начиная с 90-х годов прошлого века, громоздкая и неспособная к адаптации система начинает давать сбои. Практически полное прекращение её финансирования со стороны государства и падение промышленного производства наносят ощутимый удар прежде всего по низовым ячейкам системы научно-технической информации – службам НТИ предприятий. Становится ясно, что нужны новые подходы к информационному обеспечению предприятий и организаций.

В сложившихся условиях возможны два варианта решения этой задачи. Первый – частичная реанимация существующей системы, организация восходящего и нисходящего потоков информации. Скорее всего, такая система обречена.

Бурное развитие информационных технологий, их активное внедрение в нашу жизнь даёт возможность создать гибкую адаптивную, масштабируемую систему научно-технической информации организаций, позволяющую гармонизировать рынок предоставления информационных услуг. Строгое соблюдение авторского права – непременное условие функционирования системы научно-технической информации. Система должна быть сориентирована на потребности предприятий и организаций. В то же время она обязана стимулировать возникновение этих потребностей. Субъект информационного пространства готов предоставлять первичную достоверную информацию о научно-технической деятельности только в случае заинтересованности. Необходимо дать организациям инструментальные (автоматизированные) средства, при помощи которых возможно, во-первых, удовлетворить собственные потребности в информации, а во-вторых, интегрироваться в общую информационную среду региона без дополнительных затрат. Организация должна стать равноправным партнёром информационного пространства, получить возможность самостоятельно решать вопрос глубины своей интеграции в него.

Экономическая целесообразность диктует территориально-распределённый принцип построения опорных узлов службы научно-технической информации. Отраслевая индивидуальность территорий, ориентация их на определённые сегменты рынка определят приоритеты и специфику работы службы. Координирующую, методическую, информационно-аналитическую, межотраслевую и межрегиональную функции должен взять на себя Региональный центр научно-технической информации. Территориальные опорные узлы научно-технической информации могут быть сформированы на базе служб НТИ наиболее крупных и наукоёмких предприятий и организаций. Такой подход позволит приблизить информацию к потребителю. Малым и средним предприятиям территорий будет доступен весь объём информационных ресурсов через сервисы системы НТИ. Территориальная распределённость системы позволит снизить требования к пропускной способности каналов связи. С ростом числа пользователей Internet актуальность этой проблемы только усиливается.

В основе службы научно-технической информации лежит документ, на который составлена каталожная карточка. На основании этого документа заполняются соответствующие поля баз данных. Наличие авторского экземпляра документа в системе обеспечит легитимность предоставляемой информации. Любому пользователю системы предоставляется вся библиографическая информация. Получение полнотекстовых документов возможно на возмездной основе, с разрешения автора. Между узлами системы происходит взаиморасчёт, стимулирующий поступление новой информации.

Электронная служба научно-технической информации организации должна включать в свой состав следующие компоненты:

1) указатель научно-технической информации организации;

2) информационный сервис электронной службы НТИ:

3) инновационный сервис электронной службы НТИ предприятия:

Электронная служба научно-технической информации организации должна обеспечивать ведение интегрированного хранилища данных включающего в свой состав:

Электронная служба научно-технической информации должна включать:

Огромную роль в процессе создания и совершенствования служб НТИ предприятий и организаций может сыграть Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов, если эта общественная организация будет осуществлять контроль над соблюдением авторских прав своих членов в системе НТИ. Удобная в пользовании информационная инфраструктура и непрерывный общественный контроль над соблюдением авторских прав дадут дополнительный импульс процессу коммерциализации интеллектуальной собственности. Это, в свою очередь, увеличит интерес к системе научно-технической информации.

Система окажется жизнеспособной, если позволит снизить расходы на получение необходимой информации. Под расходами следует понимать не только прямые финансовые затраты, но и весь комплекс издержек, начиная с подбора и обучения персонала, заканчивая временем, затраченным на поиск, проверку достоверности, каталогизацию и архивирование полученных материалов. Следует также учесть затраты на получение информации конечными потребителями предприятия или организации.

Существующая на предприятиях система предоставления информации конечным потребителям (включая поиск по уже существующим материалам) далека от совершенства. Необходимо комплексное решение задачи. Мало предоставить программную среду. Важным является обеспечить полный пакет организационных мероприятий – создание и сертификацию рабочих мест, обучение персонала, внедрение системы повышения квалификации. Решены должны быть вопросы организации труда (определены нормативы штатной численности, нормы выработки, порядок ценообразования и т.д.). В системе должны быть предусмотрены механизмы контроля качества работы операторов. Руководителю службы НТИ должна быть предоставлена возможность:

Внедрение системы следует проводить, формируя поэтапно территориальные сервисы, начиная с наиболее подготовленных к этому предприятий.

Внедрение системы позволит создать совершенно новое, качественно другое информационное поле в научно-технической области, увеличить инновационную активность предприятий и организаций региона.