Кукор Б. Л., Фролов С. А.,
г. Санкт-Петербург

УДК 339.727.22/.24.001.76:167/168

Информационные технологии разработки
инновационной стратегии региона

В докладе речь идет об экономической технологии – экономической советующей системе «Руководитель», используемой для оценки последствий реализации инновационно-инвестиционных проектов в процессе разрешения проблемных ситуаций в регионе. Основное назначение советующей системы – информационное обеспечение процессов контроля и принятия решений всех видов (стратегических, оперативных) руководителями.

Разрешение проблемных ситуаций с помощью советующей системы основано на моделировании основных проблем региона. Решение этих проблем с помощью инновационных проектов составляет основное содержание инновационной стратегии региона. Основная характеристика проблемной области – ее сетевое строение. Это означает, что в ней становится невозможным изолированное локальное изменение ситуации.

Специфика сложных проблемных ситуаций не только в необходимости выбора альтернатив действия для решения определенной проблемы, но и в том, что каждая проблема порождает множество последствий, которые следует учитывать. Выработка стратегии требует ориентации на не только уже стоящие перед руководителем сложности, но и на проблемы, порождаемые его действиями в будущем. Преодоление вышеуказанных сложностей в процессе выработки инновационной стратегии региона возможно при использовании логико-лингвистических моделей социально-экономической системы региона.

Адекватное реагирование на усложнение внешней среды возможно с помощью работоспособных управленческих структур хозяйственных систем.

Особое внимание в практике управления стало уделяться созданию сетеобразных структур. Термин «сеть» сам по себе является абстрактным понятием, означающим набор узлов и отношений, связывающих эти узлы, и используется в различных областях науки, включая теорию организации, нейронные технологии, теорию коммуникаций и теорию малых групп. В бизнесе под сетью понимается способ регулирования взаимозависимости фирм, отличающихся и от объединения этих фирм в одну интегрированную организацию, и от «координации» их деятельности с помощью рыночных механизмов и основанной на корпоративной игре с особыми отношениями.

Система «Руководитель» содержит модели региона и консорциумов.

Консорциумы создаются для выполнения определенной задачи. Иногда подобное сотрудничество заканчивается "поделили деньги и разбежались". Однако благодаря совместной «раскрутке» рынка строительных услуг, при которой каждая сторона начинает на этом зарабатывать, такое сотрудничество может приобрести долговременный характер: партнеры начинают осознавать выгоды совместного сотрудничества. Кроме того, здесь еще присутствует и скрытый мотив – совместная временная монополизация рынка строительных услуг в определенном сегменте.

Важнейшая функция консорциумов заключается также в том, что в их рамках создается система доверительных отношений, позволяющих связать воедино всех поставщиков необходимых ресурсов. В юридическом плане инвестирование в рамках консорциума может оформляться заключением соглашения о совместной хозяйственной деятельности. То, что инвесторы уже на первом этапе вынуждены инвестировать крупные средства в узко специализированные активы, способствует стабильности договорных отношений между ними и тем самым повышает степень защиты инвестиций для каждой из сторон.

Исходная модель региона содержит восемь элементарных объектов: население, производство 1 средств производства (СП) и производство 2 потребительских товаров (куда входят консорциумы), рынок факторов производства, бюджет, внешний рынок, финансовый рынок, рынок ТНП и услуг.

В объекте управления под влиянием реализации инновационных проектов разрешаются проблемные ситуации. Управляющая структура региона создает условия, стимулирующие активность участников инновационного процесса, в т.ч. для потребителей высокотехнологичной продукции (снижение налога на имущество, инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация).

При этом изменяется интенсивность потоков в объекте, например:

Поток 1. Бизнес СП – Бюджет. (Должен максимизироваться (ограничение)). 1) Из-за предоставления налоговых льгот в краткосрочном плане уменьшается приток налогов. 2. Увеличивается в долгосрочном плане из-за роста объемов производства (приток налогов).

Поток 2. Бюджет – Бизнес СП. (Должен минимизироваться (ограничение)). 1. В случае инвестиционного налогового кредита поток 1 уменьшается и поток 2 увеличивается (практически буквально кредитуется на эту величину). 2. При налоговых льготах – без изменений.

Поток 3. Бизнес СП – Рынок факторов. (Должен максимизироваться (и целевая функция)) 1. Увеличивается – возрастает объем предложения – должен максимизироваться,

Поток 4. Рынок факторов – Бизнес СП. (Должен максимизироваться). Увеличивается – возрастает объем спроса бизнесов СП.

Поток 5. Внешний рынок - Население 1. Краткосрочный период – уменьшается (импортозамещение). 2. Долгосрочный период – компенсируется увеличением платежеспособного спроса на товары не относящиеся к специализации региона;

Поток 6. Население – Рынок факторов (Должен максимизироваться (и целевая функция–рост занятости)) Увеличивается.

Поток 7. Рынок факторов – Население Увеличивается как следствие роста 6.

Поток 10. Рынок ТНП – Население Растет вследствие роста платежеспособного спроса – потока 7.

Поток 11. Внешний рынок – Рынок ТНП  Уменьшается вследствие импортозамещения (основное влияние роста потока 3).

Поток 13. Внешний рынок – Бизнес СП 1. В краткосрочной перспективе – по мере возможности экспорта передовых технологий, поток может увеличиваться; 2. В долгосрочной перспективе растет из-за вовлечения региона в международное разделение труда. Однако чем больше успех роста производства высокотехнологичной продукции, тем меньше рост потока 13 по сравнению с потоком 3.

Поток 14. Бизнес ТНП – Финансовый рынок. Уменьшается как следствие роста инвестиционной активности.

Поток 15. Финансовый рынок – Бизнес ТНП. Растет как следствие роста инвестиционной активности.

Поток 16. Финансовый рынок – Бизнес СП. Растет как следствие роста инвестиционной активности.

Поток 17. Бизнес СП – Финансовый рынок. Уменьшается как следствие роста инвестиционной активности.

Поток 18. Бизнес ТНП – Рынок ТНП. Растет вследствие роста потока 7 и производственных мощностей (потока 20).

Поток 19. Население – Финансовый рынок. Растет вследствие роста кредитоспособности обусловленного ростом потока 7.

Поток  20. Финансовый рынок – Население. Растет вследствие роста потока 7.

Поток 21. Рынок факторов – Бизнес ТНП. Растет вследствие стимулирования спроса (основное воздействие)

Поток 22. Финансовый рынок – Бюджет. Растет вследствие роста доходности финансового сектора.

Свойство сохранения устойчивого равновесия в социально-экономических системах сводится к поддержанию гомеостаза, т.е. соблюдению некоторого динамического равновесия.