Кудымов К. Г., Маткин А. А., г. Пермь

УДК 37:002.6

РАЗВИТИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПЕРМИ

(презентация)

В данной статье рассматриваются результаты выполнения «Программы развития Пермской городской системы образования до 2005 года» в части информатизации городской системы образования (ГСО). Указаны трудности выполнения программы, перспективы их преодоления, отмечена ведущая роль такого направления, как рост единого информационного пространства ГСО, освещены мероприятия, нацеленные на его развитие, в частности создание городского школьного портала.

В настоящее время общее направление развития процессов информатизации Пермской городской системы образования координируются «Программой развития системы образования города Перми до 2005 года». Одной из наиболее значимых, на наш взгляд, целей данной программы является построение единого информационного пространства и информационной системы ГСО.

В программе обозначен также и ряд проблем, препятствующих достижению цели, среди которых:

Среди образовательных задач, которые должна решить информационная система ГСО, перечислены:

Анализируя итоги осуществления Программы в сфере информатизации ГСО, следует признать, что часть проблем остаются нерешенными до сих пор, также не обеспечено выполнение ряда образовательных задач. Нельзя признать завершенным построение информационного пространства городской системы образования и информационной системы ГСО. Кроме того, за период осуществления программы значительно усовершенствовалась технологическая база ИКТ (появились более мощные компьютеры, скоростной Интернет), разработаны новые программные продукты учебного назначения, значительно увеличилось количество пользователей Интернета и ПК в ГСО, благодаря деятельности ИАЦ информационные задачи в области управления ГСО частично решены. В городе Перми разработаны и внедрены в образовательные учреждения программные продукты “Справочник детей” и “Экономика школы”. Вышеизложенные факты обуславливают необходимость неотложного решения задач, поставленных Программой развития, и не решенных до сих пор.

Формирование единого информационного пространства городской системы образования – важный аспект процесса информатизации – положение из Программы развития ГСО г.Перми до 2005 г. На сегодняшний день, нельзя утверждать, что формирование ЕИП завершено и что субъекты образовательного процесса осуществляют эффективное информационное взаимодействие, используя ИКТ.

Формирование информационного пространства ГСО требует:

При анализе информационных процессов в ГСО должны учитываться:

Для ускорения процесса решения задач по информатизации ГСО руководством ГКОН было принято решение об осуществлении экспериментального проекта «Интернет в школе». Эксперимент «Интернет в школе» ГКОН выполняет совместно с «Исследовательским центром развития системы образования» г. Перми им. С.О. Ветлугина (на момент написания статьи проект еще не закончен). Исполнители проекта ставят перед собой следующий круг задач:

Одной из интересных инициатив появившихся (и в некотором смысле сформировавшим) ход проекта стало предложение о подключении ОУ, участвующих в проекте, высокоскоростным соединением к сети передачи данных уровня города (Metropolitan area network) одного из крупных телекомунникационных провайдеров города.

Также важным участником проекта стал Информационно-образовательный центр ПГПУ. Сотрудники центра приняли участие в разработке концепции портала, подбору свободно распространяемого программного обеспечения для проекта, его тестирование и адаптацию. Понимание и поддержку нашел проект в администрации ПГПУ – временный хостинг школьного портала, на период первоначальной разработке, высокоскоростной доступ в Интернет, конференц-зал для рабочей группы проекта, и бесспорно неоценимую поддержку методическим и научным потенциалом задействованных сотрудников ПГПУ.

Таким образом, к выполнению проекта ГКОН смог привлечь к работе над проектом объединенные силы городских образовательных, научных и бизнес кругов.

Ядром проекта стала разработка Городского школьного интернет-портала призванного, вызванная поставленными в рамках проекта целями:

Таким образом, создание Городского школьного портала стало фундаментом для дальнейшего расширения единого информационного пространства ГСО. Задачи портала включают в себя такие важные элементы информационного пространства, как

 Основные принципы построения школьного портала принятые во время создания его концепции:

Структура портала определяется его направленностью на четыре основные группы пользователей – административных работников ОУ и ГКОН, педагогических работников, учеников и их родителей. Каждая группа получает возможность автоматического подбора содержания портала в сфере своих интересов. Реализованный принцип модульной архитектуры позволяет также проводить индивидуальную подстройку под конкретного пользователя.

Особенностью использованного программного обеспечения (свободно распространяемая система управления порталом Xoops) является возможность широкого расширения функциональности без необходимости переделки всей системы, сохраняя при этом привычные пользователю общесистемные инструменты и подходы. На момент написания стати функционируют следующие модули.

Новостная лента – информирование участников образовательного процесса о событиях в отдельных ОУ и всей ГСО.

Опросник – модуль позволяющий проводить анкетирование, сбор данных для ГКОН, выявление общественного мнения, он-лайн голосования и прочее.

Электронная библиотека – каталогизированные статьи, электронные издания, прочая информация.

Файловый архив – основа ресурсного центра, позволяет хранение и управление электронными образовательными объектами (презентации, методические разработки, сборники тестов и пр.), программами и обновлениями используемыми в образовательном и административных процессах.

Каталоги ссылок, ОУ, вакансий, учебно-методических ресурсов, учебников и пособий а также конкурсов и грантов – обширные справочные данные, представляющие интерес для многих категорий посетителей портала.

Форум и чат – обеспечивают профессиональное и личное общение участников образовательного процесса, консультирование специалистами (юрист, педагог, психолог).

Фотогалерея фотографии школ, уроков, конкурсы рисунков и фотографий среди учеников.

Данный список будет расширятся по мере освоения участниками образовательного процесса базовых функций и перехода к более интенсивному использованию портала.

Таким образом, создание городского школьного портала значительно стимулирует рост и качественные изменения единого информационного пространства ГСО. В долговременной перспективе на базе портала будет организован хостинг школьных Интернет-проектов, сервер электронной почты, реализовано он-лайн взаимодействие ГКОН и администраций ОУ.

Литература

  1. Программа развития системы образования г. Перми до 2005 года / Комитет по образованию и науке администрации г. Перми; Центр развития образования г. Перми. – Пермь, 2001.
  2. Интернет порталы: Содержание и технологии. Сб. науч. ст. – Вып 1. ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: Просвещение, 2003.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ACADEMA, 1999.