Костин Г.В., г. Пермь

УДК 37.01:615.851

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ: СИНТЕЗ МЕТОДИК ВОСТОКА И ЗАПАДА

В публикации рассматриваются недостатки существующей системы образования и способы их устранения. Рассматривается авторская методика репетиторства, основанная на психотерапевтическом подходе, которая позволяет гарантированно получить результаты, для классической педагогики недоступные. Доказываются преимущества развивающей модели обучения на основе опыта (и принятой в ДЗЕН) перед классической системой на основе знаний.

"Традиционные методы передачи знаний иногда приводят к  тому,
что процесс познания превращается в хроническую травму для учащихся".

Д.п.н. Р.М. Грановская [5].

“Современное образование – тратит деньги, а не создает их в будущем вложении.
Такое образование надо не оплачивать, а брать с него деньги за ущерб стране”

Логачев С.М. 2

1. Сейчас мы можем наблюдать, как производительность и творческая плодотворность людей с одинаковым образованием и опытом работы разнится на порядки. И чем дальше идет эволюция человечества, тем больше разница. 2.Количество информации растет. И как передавать её ученику – большой вопрос. Выход только один – научить ученика учиться.

3. По официальным данным Минобразования, 50% выпускников вузов либо вообще не работают по полученной специальности, либо меняют её в течение одного года. На этот факт Сергий Рыбин из МГУ сказал: “Батенька, да вы большой оптимист... по моим данным значительно больше”.

4. Только в Перми 31 фирма пишет и решает учебные задания под заказ. Пишут всё – от рефератов до диссертаций.

5. Любая подсистема общества выполняет какой-то социальный заказ. И система образования – не исключение. Но нужен ли умный и психически здоровый человек обществу, о “здоровье” которого говорил ещё Фрейд? Легко ли им будет управлять? Будут ли довольны родители, не сумевшие помочь ребенку с домашним заданием? Будет ли доволен педагог, которому создается лишняя работа? Да и нужен ли фирме менеджер, который будет продавать столько же, сколько все остальные менеджеры вместе взятые?

Подход автора.

Обучение: скучные лекции? Практические задачи, не интересные ученикам? Экзамены, на которые ученик идет со страхом и тревогой? Или что-то иное?

Подход Дзен буддизма – лучшее, что я могу дать ученику – это опыт. Пусть он сам придет к убеждениям о необходимости использования той или иной технологии. Пусть он сам изобретет её.

Моя задача — направлять его в получении опыта, ставя задачи, и подталкивать к размышлению, задавая вопросы. Если ученик делает ошибки – прекрасно. Он научится тому, как не надо делать и своими глазами увидит их последствия. В теории нейронных сетей уже давно стало аксиомой утверждение: "Сеть обучена тогда и только тогда, когда она даст достаточное количество как верных, так и неверных ответов".

Сейчас же обучаться детям мешает страх сделать ошибку по незнанию, так как учителя их уже “награждали” наказанием за то, что результаты попытки ученика сделать что-то не совпадали с представлениями учителя о том, как это ученик должен сделать.

И в “частном секторе” это давно поняли. Последние десятилетия все шире распространяются способы обучения, основанные на играх – деловые и ролевые игры, метод инцидентов, метод погружения...

Очень хорошие результаты дает и использование некоторых психотерапевтических методик: от элементов Эриксоновского гипноза до простого повторения фраз учеников1. Да и одна из целей терапии – научить человека улучшать свою жизнь – к педагогике близка. Правда, отечественная педагогика чаще “учит, как надо жить”. В начале девяностых годов прошлого века это привело к тому, что многие более образованные люди, которых долго обучали, как надо делать, оказались значительно менее финансово состоятельны, чем многие люди с девятью классами образования.

_______________________________

1 Методика терапии, разработанная ещё в начале прошлого века Роджерсом.

Если мы хотим передать ученику знания и тем самым расширить его картину мира, мы должны передавать их в его картине мира. Прекрасные результаты дает использование метафор. Это требует от учителя мастерства в своем деле и гибкости мышления.

Думая за ученика и преподнося ему решения на блюдечке, мы обворовываем его, лишая ценного жизненного опыта и возможности раскрыть свой потенциал. Если ученик не понимает, ему объясняют, вместо того, чтобы поощрить его самостоятельный поиск с помощью книг, тетрадей, одноклассников,  друзей и своего времени... Ибо значительно проще научить воспроизводить, чем думать. А не научив детей думать, мы можем лишь говорить о самостоятельности, сетуя при этом на инфантилизм... «Пока ребенок не самостоятелен, он зависит от меня», – думает учитель, потому что сам учиться давно разучился, боится здесь конкуренции, а знает много – здесь ребенок ему не конкурент. Здесь учитель – всегда прав. А ребенок – нет»2.

___________________________

2 Сергей Михайлович Логачев. Психолог, тренер, учитель

Если необходимо дать теорию, то даем вначале то, что человеку интересно и к изучению чего имеется мотивация. Пример– повернуть картинку=> для этого нам нужно использовать теорию (аффинные преобразования)=>а для этого нужен такой-то мат. аппарат(матрицы)...

Как заметил ещё Л.Н. Толстой, настоящее обучение начинается тогда, когда передаваемый навык востребован.

Развитие: прямое или косвенное? Школьник плохо учится по математике. Дабы он улучшил свои знания и навыки, мы назначаем ему дополнительные занятия. А не эффективнее ли будет назначить занятия шахматами, которые позволят ему развить абстрактное мышление? Или занятия музыкой, которые гармонизируют его мышление?

Возможно ли моделирование людей? Несмотря на все заявления и разработки по этому вопросу, ни одной выдающейся личности ещё не воспроизведено. Сама идея формализации мастерства восходит ещё к Платону. И в философии она оспаривалась неоднократно. Да и создание универсальной методики моделирования, во-первых, резко ускорило бы обучение и увеличило бы производительность труда, во-вторых, повлекло бы создание искусственного интеллекта, а до его создания нам ещё очень далеко.  Убедить людей, что они уже научились моделированию, легко, что успешно делается на курсах НЛП Мастер. Можно даже дать им сертификат международного образца. Практика же подтверждает, что успешно моделировать могут очень и очень немногие.

Проверка знаний: стандартные методики (тест, письменный и устный экзамены) базируются на прямой проверке. Но можно проверять и косвенно. Если человек овладел навыком A, то он сможет B. Пример: один европеец, жаждущий учиться у суфия, приехал на Восток. Ему сказали, что суфий будет находиться в лавке торговца ковров в определенное время. Европеец стал ждать в лавке. Один из местных жителей спросил: "Как Вы думаете, этот ковер подойдет мне для медитаций?". Европеец посмотрел – ковер красив и ответил: "Да". На это незнакомец ответил: “Вы хотите учиться у суфия и не можете выбрать ковер для медитаций. Яркие краски этого ковра мешают достичь спокойного состояния духа.”

Подавление детского мышления и спонтанности привело к тому, что люди, имеющие физиологически аналогичный мозг, достигают кардинально отличающихся результатов. Более того, значительная часть мистических учений направлена на то, чтобы вернуть взрослому человеку возможности ребенка. И регулярная практика этих систем дает результаты с точки зрения современной науки необъяснимые. Примеры: разогнать дождь, излечить человека на расстоянии, читать и передавать мысли...

Знание является силой лишь в том случае, если оно помогает ученику в жизни: либо в виде практики, либо как база для получения новых знаний. “Вспомнить, что в глазу лягушки есть третье веко, объяснить, что такое амфибрахий и доказать теорему Пифагора не смог ни один из двухсот опрошенных взрослых”[4]. Многие же навыки, необходимые в жизни, ни в школе, ни даже в вузе не затрагиваются. К примеру, быстрое чтение, артистизм, элементы психологии на уровне “отличить ложь от правды” ... Кроме этого, возможность выбора изучаемых дисциплин по-прежнему мала. К примеру, в США студент может одновременно изучать разработку операционных систем и режиссуру. В РФ же такое невозможно...

Попытки заставить людей изучать всё по стандарту, как показала практика, привели лишь к тому, что написание контрольных стало прибыльным занятием,

Отмечу, что заказывать контрольные и даже пользоваться шпаргалками в Европе и Америке просто не принято. Люди платят деньги за знания и умения и главное за будущее, сделанное самим для себя, а не за диплом, поэтому делают всё, чтобы взять максимум.

Ученик должен получать удовольствие от обучения и главное— от собственных результатов— ошибок и находок. Пряник и тем намного лучше кнута, что формирует хорошее отношение к изучаемому предмету и преподавателю. В противном случае у человека может даже развиться страх по отношении к изучаемому материалу и, изучив курс, он будет избегать встреч с этим материалом в реальной жизни.

Все ученики разные и давать им одно и то же, одинаково преподавая, это всё равно, что пытаться работать с разными программами, как с одной.

Реформа системы образования встречает сопротивление снизу. Ибо законодатели, понявшие неэффективность прежней системы, не смогли изменить людей, работающих в этой системе и желающих видеть её такой, какая она есть.

Обучение в школе – борьба учителей с учениками. Но игрой с нулевым выигрышем оно не является и, как следствие, возможный исход может быть: ученик выиграл и учитель выиграл. Автор ведет обучение по принципу Равный—Равный, и даже одиннадцатилетние дети обращаются к нему на “ты”.

Дидактичность и авторитарность, уверенность в своей правоте и порой просто впадание в детство – симптомы многих современных учителей. Это ещё в советское время отмечалось даже психиатрами [1].Более того, такой стиль преподавания приводит к тому, что люди с детства путают ньютоно-картезианскую модель реальности с самой реальностью.”Такой подход экстерполирует представление физических наук на жизнь, что приводит к тому, что, вырастая, люди доверяют наработанной модели больше, чем собственному сенсорному опыту”3 [5]. Модель статична, мир же динамичен... Да и преподаваемая модель мира хоть и целостна и легка для понимания, имеет один явный недостаток – она замкнута, то есть новая информация, не укладывающаяся в эту модель, будет отвергнута. В гипертрофированном варианте это наблюдается у душевно больных и является симптомом для постановки диагноза.

_______________________________

3 То же самое присутсвует и в Дзен- создавая умозаключения о Боге вы убиваете Бога

Также следует отметить, что такой “авторитарно-модельный” подход обучения развивает только хилотропный тип сознания (в определении [5]), холотропные же состояния остаются не затронутыми.

Последнее, что хотелось бы отметить – основные способы обучения:

С их помощью можно создавать ученику “виртуальный опыт”, хотя на практике большинству педагогов для этого не хватает навыков.

И в заключение приведу общую схему обучения: начало занятия ——> первые успехи ——> усложнение задач ——> трудности, неудачи ——> преодоление их, успехи ——> новые задачи и т.д. Возникает положительная обратная связь на рост творчества, который ограничивается /ограничиваемый,/ разве что физиологическими возможностями человека.

Резюмируя, отмечу:

  1. Система образования не эффективна и нуждается в изменении. А изменение это может произойти лишь в случае массового изменения мышления участников педагогического процесса, в том числе родителей.
  2. Перспективы исследования: данная методика разработана для использования в индивидуальном обучении. Но она может быть расширенна для обучения в школе и вузе . И в то же время это требует серьезного переобучения преподавателей.

Литература

  1. Буянов. Беседы о детской психиатрии. Книга для учителя. – М.: Просвещение,1986.
  2. Альтшуллер Г.С. Рабочая книга по теории развития творческой личности. – Кишинев: МНТЦ "Прогресс", 1990.
  3. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. – 3-е изд., доп. – М.: Мол. гвардия, 1989.
  4. Злотин Б.Л. и Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок. – Кишинев: Лумина, 1988.
  5. Грановская P.M. Элементы практической психологии. – Л.: Изд. ЛГУ, 1984.
  6. Гроф С. Путешествие в поисках себя. – М. Издательство трансперсонального института, 1994.