Койнов Р. В., Санкт-Петербург

УДК 681.3.068

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРМАННЫХ КОМПЬЮТЕРОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
(НА ПРИМЕРЕ ФИЗИКИ)

Сокращение аудиторной нагрузки на учащихся вузов требует искать новые пути взаимодействия учителя и ученика. В университете СПб ГУ ИТМО ведется разработка технологий и методики переноса образовательных Internet-ресурсов на платформу карманных компьютеров. В настоящий момент реализовано создание текстовых образовательных ресурсов с графическими объектами.

Сокращение аудиторной нагрузки на учащихся вузов, не позволяет в полной мере донести весь объем требуемой информации. Это заставляет искать новые пути взаимодействия учителя и ученика. Карманные персональные компьютеры (КПК) благодаря их «мобильности» обладают следующими замечательными свойствами при работе с учебными материалами:

Таким образом, они могут стать хорошим помощником для учащегося при самостоятельном изучении тем, не получивших достаточного освещения на лекциях.

Рассмотрим существующие возможности использования КПК для обучения предметам естественнонаучного цикла на примере физики. Образовательные ресурсы этой тематики можно разделить на несколько основных категорий1:

__________________________

1 По материалам сайтов http://www.hpc.ru, http://www.handy.ru, http://www.palmgear.com

Существующие конспекты лекций (которые были рассмотрены) являются продуктами энтузиастов-одиночек, которые создавали их для решения конкретных задач, под определенную платформу, например, шпаргалки различного рода, сборники статей и т.д.

Основной причиной, которая не позволяет в полной мере создавать электронные конспекты лекций, учебники и т.д. по предметам естественнонаучного цикла является то, что в них довольно активно используются формулы, графики, таблицы. Процесс их корректного отображения на экране КПК (главным образом это касается платформы PalmOS) затруднен.

На основании всего выше изложенного можно сделать вывод, что в настоящий момент учащийся может использовать КПК только в качестве калькулятора, мощного, с дополнительными функциями, но все-таки именно калькулятора, а не самостоятельного инструмента образования.

В нашем университете ведется разработка технологий и методики переноса образовательных Internet-ресурсов на платформу КПК. В настоящий момент реализовано создание текстовых образовательных ресурсов с графическими объектами.

В качестве программы отображения информации был выбран off-line броузер Plucker. Этот выбор обусловлен следующим:

Одной из проблем вставших перед разработчиками при создании образовательных ресурсов для КПК была проблема размещения большеформатных объектов (длинных формул, графиков и т.д.). Она была обойдена следующим образом. При необходимости, такой элемент ресурса поворачивается на 90°, то есть его для просмотра на экране КПК необходимо повернуть набок. Таким образом, просмотр документа осуществляется справа налево.

Разработанная технология переноса образовательных Internet-ресурсов на КПК позволяет не только получить аналоги этих ресурсов, но и создавать новые продукты. В качестве возможных форм реализации можно назвать различные конспекты, электронные справочники, своеобразные аналоги FAQ (ЧаВО).

Примеры разработанных продуктов представлены на рисунках. Сами ресурсы можно посмотреть и скачать с сайтов http://www.koynov.sbn.bz/pda/ или http://www.hpc.ru