Климов В. Г., г. Пермь

УДК 37.01:007

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Рассматриваются вопросы разработки и практического применения в учебной деятельности электронных образовательных систем, которые позволяют повысить эффективность подготовки современных конкурентоспособных специалистов. Отражены основные направления разработки информационных учебно-методических и тестирующих комплексов для организации учебной деятельности в очной, заочной и дистанционной форме обучения.

Современное информационное общество предъявляет высокие профессиональные требования к специалистам всех отраслей производства. В данном вопросе важную роль играет процесс организации образовательной деятельности в учебных заведениях на основе информационных и коммуникационных технологий обучения. Педагогическая практика свидетельствует о том, что эффективно можно использовать информационные педагогические технологии только в том случае, если качественно разработаны электронные образовательные системы. В этом вопросе имеются разные направления и теоретические размышления. Однако, следует подчеркнуть, что в профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда компьютерные средства обучения на основе обучающих и контролирующих программ представляют достаточно высокую образовательную ценность.

На основе современных требований Государственных образовательных программ и решения Министерства образования и науки РФ о широком внедрении информационных и коммуникационных педагогических технологий, автором разработаны и внедрены в практику электронные образовательные системы: электронные учебники (Детали машин; Техническая механика; Типовые технологии производства; Сопротивление материалов); электронные учебные пособи по специальностям (Автоматизация технологических процессов и производств; Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений); электронные справочные материалы (Основы высшей математики; Единицы измерения основных физических величин); электронные методические пособия (Методика организации неразрушающего контроля деталей машин; Методика решения технически задач с использованием компьютерных средств обучения; Методика математического моделирования задач, часто встречающихся на производстве нефтяной отрасли); электронные образовательные базы данных; электронные тестирующие системы. Вышеуказанные электронные образовательные системы представляют единый комплекс, позволяющий организовать учебный процесс на основе компьютерных средств обучения во всех формах обучения (очной, заочной и дистанционной). Особо следует отметить их важность в учебной деятельности дистанционного образования. Практика показывает, что уровень подготовки студентов намного повышается за счет использования современных электронных учебно-методических комплексов.

Информационный образовательный процесс способствует повышению наглядности, доступности, повышению мотивации, расширению возможности индивидуализации учебной работы. В этом случае эффективность педагогической деятельности повышается на несколько порядков за счет внедрения электронных образовательных систем.