Киреева Ю. Г., г. Нижний Новгород

УДК 51

О ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ПОДХОДЕ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИН "МАТЕМАТИКА" СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОЙ И ДИСТАЦИОННОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

В данной работе говорится о необходимости дифференцированного подхода к изучению математики студентами различных специальностей заочной и дистанционной форм  обучения.

На сегодняшний день в российской системе образования существует достаточно широкая сеть образовательных учреждений, предоставляющих услуги очного, очно-заочного, заочного, дистанционного и других безотрывных форм обучения. Дистанционное обучение, в котором используются информационные технологии, является одним из основных направлений развития образовательной системы, позволяющех обеспечить населению широкий доступ к получению образования, дает возможность повысить квалификацию в избранной области или сменить профессию.

Для достижения главной цели информационно-образовательной среды открытых дистанционных технологий первостепенной задачей является независимость отдельного учебного заведения в формировании фонда учебно-методического обеспечения, методик организации и проведения учебного процесса. Кроме того, в области дистанционного обучения требуется проведение более энергичной политики в деле координации и организации применения дистанционных образовательных технологий. Простой перенос основных форм и методов традиционного обучения в дистанционный вариант мало эффективен из-за их несоответствия новейшим телекоммуникационным средствам. Поэтому в настоящее время ведётся разработка специальных педагогических технологий дистанционного обучения, позволяющих организовать творческую деятельность студентов.

Реальный процесс математической подготовки в условиях дистанционного образования не обеспечивает в полной мере качественного достижения основных профессиональных образовательных целей и выполнения государственных требований к педагогическим процессам фундаментальной подготовки специалистов, поскольку обнаруживается главное противоречие – между объективной потребностью в расширении возможностей получения дистанционной математической подготовки в условиях верификации образования и ранее сложившимися формами обучения, ориентированными на одноуровневое однопрофильное образование.

В настоящее время в высших учебных заведениях, готовящих специалистов различных направлений и специальностей, дисциплина «математика» изучается по одинаковой программе на основе единого институтского цикла, общего для всех факультетов, независимо от будущей специальности студента. Однако именно от будущей специальности студента зависит содержание и объем курса математики, отбор математических понятий, общность и детализация изложения материала, подбор примеров, иллюстрирующих применение изучаемых математических понятий и методов к решению задач.

Поэтому появилась необходимость в дифференцированном подходе к изучению математики студентами различных специальностей. Большой объем последующих специальных дисциплин требует изучения более подробно тех разделов математики, на которых эта дисциплина базируется. И, наоборот, те разделы математики, которые не используются при изучении специальных дисциплин, могут быть рассмотрены на общеобразовательном уровне в виде самостоятельной работы студента. Таким образом, с одной стороны специфика специальных дисциплин, общий объем часов на освоение требуемых ими не может превышать общий объем часов, отведенных для изучения дисциплины «математика». С другой стороны необходимо выстроить траекторию изучения дисциплины, обеспечивающую системную последовательность изучения материала. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальное сочетание между получаемыми студентами знаниями и учебными часами, необходимыми на достаточное изучение какого-либо раздела математики.

В настоящее время автором разработано и апробировано учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения математике, основанное на междисциплинарной методологии, включающее: учебную программу, учебные пособия, методические рекомендации для преподавателей и студентов дифференцированные для строительных и экономических специальностей, набор обучающих и контрольных тестовых заданий.