Каменев С. В., г. Пермь

УДК 373.5

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
В СОЗДАНИИ ПРОФИЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Как создать профильное образовательное учреждение, динамично развивающееся? Велика роль инновационного процесса на этапе моделирования и перевода деятельности общеобразовательной школы в новое качество – в Лицей милиции. Важны отправные точки (постулаты), на которых строится управленческая деятельность.

Общеобразовательное учебное заведение Лицей Милиции при ГУВД Пермской области – профильное учебное заведение, осуществляющее предпрофильную и профильную подготовку учащихся уже сегодня, когда только декларируется переход к профильному образованию.

Результат восьми лет автономной деятельности – 85% выпускников выбрали для дальнейшего обучения юридический профиль вузов и ссузов системы МВД РФ и других. Кроме того, сегодня более 150 из них, получивших специальность правоведа, юриста, достойно служат в подразделениях г. Перми и Пермской области.

Лицей возник как реакция на ряд изменений во внешней среде и внутри образовательной системы (был 1993 год):

Создание Лицея – пример того, как из уже готовой системы, используя моделирование (идеальное промысливание желаемого конечного состояния системы и способов перевода в изменяющееся моделируемое состояние) можно уверенно достичь качественно нового состояния путем культивирования инновационной деятельности.

Каковы же исходные точки (постулаты), которые легли в основу управленческой деятельности?

Система Лицея милиции гуманна: в основе ее лежит идея самоценности личности; идея создания условий для самоопределения человека.

Постулат реальности требует объективного рассмотрения и анализа учебно-воспитательного процесса как на начальном, так и на последующих этапах инновационной деятельности, осознания положения вещей коллективом и людьми, занимающимися научным сопровождением инновационной деятельности. Анализ реального положения вещей! Исходя из этого, лицей, командир взвода, учитель, ребёнок; способ деятельности, мышления, общения, обусловленные самобытностью, – это ценность, а не объект подгонки под стандарт. Ценность, которая подлежит культивации. Реалистический подход позволил сделать глубокий анализ сложившейся образовательной практики школы № 114, выявил проблемы, препятствующие эффективному росту и развитию. Последовал анализ ресурсной базы (материально-технической, кадровой и др.), необходимой для достижения желаемого состояния.

Постулат конкретности. Предполагалось создать в процессе инновационной деятельности необходимые условия для развития ребенка, педагога, коллектива в целом на изучении их индивидуальности. Центральной идеей системного проектирования остается программа развития, именно в программе развития лицея отражен социальный заказ, потенциал саморазвития подсистемы, рефлексия собственных внутренних целей. Согласовываются административно-нормативные и инновационные пути развития. Задаются конкретные «частные» проекты участниками эксперимента, они ограничены рамками. Конкретизация необходима для реализации общей цели – перевода образовательного учреждения из состояния «Школа» в новое – «Лицей милиции».

Постулат субъективности. В процессе инновационной деятельности осуществляется частичное приспособление среды к индивидуальности участников педагогического процесса, т.е. субъекту создаются условия, способствующие развитию индивидуального своеобразия. Ребёнок, его семья заинтересованы (как заказчики) в том, чтобы учитывались в образовательной деятельности личностные особенности, интересы в процессе допрофессиональной подготовки. Анализ потребностей заказчика стимулирует развитие качества образования, оно берется под контроль (мониторинг).

Рефлексивная среда обеспечивает творческое развитие мышления личности и педагогического коллектива в целом. Рефлексия – механизм не только критический, но и источник основного знания, действия. Считаю необходимым обучение педагогов, воспитателей анализу собственной деятельности через системное проведение аналитических семинаров-практикумов (на микроэкспериментальных площадках, в оргдеятельностных играх, в результате взаимопосещений занятий, общения «в круге»...). Благодаря этому растет рефлексивная культура коллектива.

Постулат общения как ценность и как творчество. В Лицее культивируются отношения, когда более пытный, умелый стремится поделиться своими ценностями с другими так, чтобы ценности стали общими. Помним: только личность может воспитать личность, только характер формирует характер. Обмен информацией, экспрессивно-эмоциональное воздействие «растят» личность. Во имя этого организую (стимулирую) непрерывный процесс обучения командиров, педагогов, особое внимание обращаю на постоянное научно-методическое сопровождение инновационной деятельности, на единение ученых с коллективом. Это условие, при котором возможно истинное творческое общение. Мы в постоянном поиске приемов, методов, технологий, которые способствовали бы росту профессионализма педколлектива, росту креативности, что сделало бы более эффективным учебно-воспитательный процесс.

Для этого необходимо психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности как фундамент для разработанных и используемых в процессе инновационной деятельности технологий.

Важна организация педагогического творчества – не менее важно вовремя стимулировать педагогическое творчество, которое бежит от стереотипов, ищет новое, действенное. Сегодня мы в стабильном состоянии, но руководитель всегда думает о развитии, качественном изменении, дабы не отставать от быстро развивающейся жизни.

Второй шаг инновационной деятельности – создать условия для формирования культурного милиционера (подниша в усилении правового воспитания и образования). Стране нужны компетентные специалисты. Правоохранительная система должна окрепнуть морально, психически. Мы стали не просто школой, а лицеем милиции – первой ступенью к формированию профессионала в области правоохранительной деятельности. Эта цель является мощным координатором и интегратором деятельности всего коллектива.

Литература

  1. Моделирование социально-педагогических систем: Материалы региональной научно-практической конференции (16 – 17 сентября 2004 г.) / Перм. гос. пед. университет. – Пермь, 2004.