Исламова Р. Г., г. Нефтекамск

УДК 681.3

ДИСТАНЦИОННЫЕ КУРСЫ КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Компьютерные телекоммуникации – интенсивно развивающийся вид информационных технологий, использующий глобальные компьютерные сети, – обещают совершить переворот в методах и формах обучения.

Компьютерные телекоммуникации все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование.

На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране, постепенно проявляется и становится заметным процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сферу народного образования и, прежде всего, в жизнь современной школы. Десятки тысяч школ за рубежом и сотни школ в нашей стране за последние 5 – 7 лет начали использовать возможности современных телекоммуникаций непосредственно в учебной работе.

Особенно стремятся участвовать в этом процессе школы из "глубинки", где уже есть современная телефонная сеть, но по-прежнему нет доступа к современной оперативной информации по различным отраслям знаний.

Некоторые учителя используют телекоммуникации преимущественно для внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам. Однако уже сейчас многие школы за рубежом используют компьютерные телекоммуникации непосредственно на уроках в условиях реального учебного процесса, постепенно подготавливая учащихся к жизни в информационном обществе. Компьютерные телекоммуникации начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания окружающего мира. Инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.

Простейший вид телекоммуникаций – электронная почта – уже сейчас, с минимальными затратами, с успехом может быть использован в учебном процессе каждой школы. Учебное значение электронной почты состоит в том, что она:

Использование электронной почты в обучении обычно протекает в форме телекоммуникационных проектов. Учебный телекоммуникационный проект посвящается определенной теме, включает разнообразные виды деятельности учащихся по подготовке и передаче, а также получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, и охватывает по времени от нескольких дней до нескольких месяцев.

Простые телекоммуникационные проекты могут выполняться двумя классами учащихся под непосредственным руководством учителей и проходят в форме неструктурированной коллективной переписки. Сложные длительные проекты, в которых участвуют десятки и сотни классов, требуют участия в проектах координаторов и методистов, руководящих ходом телекоммуникаций, добивающихся согласованности содержания и сроков отправки корреспонденции. Большие проекты проводятся в специализированных учебных компьютерных сетях (США, Канады, Великобритании и т.д.).

В России учебные компьютерные сети еще не развиты, и в настоящий момент российское образование делает первые шаги к учебному использованию компьютерной электронной почты как средству управления учебной мотивацией. Публикация с помощью электронной почты оказывается оперативной целью овладения компьютером, проведения наблюдений и измерений, коллективной деятельности учащихся.

Во многих школах России имеется опыт следующего использования электронной почты:

1) для обмена опытом педагогов, проводящих различные учебные курсы;

2) для обмена между учащимися коллективными сообщениями следующих типов:

3) для проведения компьютерных телекоммуникационных викторин;

4) для "распределенного" выполнения исследований (лабораторные исследования и измерения выполняет один из классов, а остальные классы обобщают присланные им данные измерений и результаты наблюдений).

В образовательной практике могут найти применение все основные виды компьютерных телекоммуникаций:

Установлено, что общение, опосредованное компьютером, влияет на основные характеристики общения людей с помощью компьютерных сетей.

Комплексное использование информационных и коммуникативных возможностей Internet обладает очень большими потенциальными возможностями в образовании. Возможности этой системы для поддержки свободного обмена информацией поразительны и практически безграничны. Рассмотрим основные идеи использования телекоммуникационных средств в образовательном контексте, основанные на классификации большого количества файлов, полученных в результате работы в Internet. Данный материал может помочь спланировать эффективное использование телекоммуникаций в обучении, полностью интегрированное с изучаемым учебным курсом.

Для студента, школьника, вообще любого человека, занимающегося самообразованием, Интернет предоставляет уникальные возможности.

Дистанционные курсы Центра "Эйдос" вызывают неизменный интерес школьников, как правило, старшеклассников. Для них Центр "Эйдос" проводит дистанционные профиль-курсы, а также Эйдос-классы (выполнение и онлайн-защита творческих работ).

Занятия на курсах ведут высококвалифицированные педагоги с большим опытом сетевой работы. Многие из них имеют ученые степени кандидатов и докторов наук, звания призеров и лауреатов Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года".

Для участия в дистанционных курсах достаточно наличия электронной почты, через которую будут поступать учебные материалы и происходить взаимодействие всех участников. Оперативную информацию о сроках и других условиях регистрации на дистанционных курсах можно получать из списка рассылки Eidos-List.

При успешном завершении занятий участник курсов получает официальное "бумажное" свидетельство об их прохождении, которое оказывается весьма кстати при очередной аттестации или в качестве аргумента для вашего начальства по повышению вашей зарплаты.

Литература

  1. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты, акценты в теории и практике образования // Педагогика. – 2000. – № 2. – С.11 – 16.
  2. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее. – Челябинск, 1993. – 240 с.
  3. Материалы 6-й и 7-й Всероссийских конференций по дистанционному образованию. – М., 2002. –132 с.