Генералов А. В., Харитонов В. А., г. Пермь

УДК 623. 618.2:355.426

Информационная поддержка управления силами и средствами
военных комендатур в районах вооруженного конфликта

Среди множества проблем, возникающих при управлении частями и подразделениями военных комендатур (ВК) в районах вооруженного конфликта, следует выделить необходимость учета огромного числа внешних и внутренних факторов влияющих, в конечном счете, на эффективность боевых и специальных действий по сковыванию активности незаконных вооруженных формирований (НВФ) и их безусловному уничтожению в угрожаемом периоде. В статье рассматриваются возможные варианты информационной поддержки принятия управленческих решений ВК, оптимизирующих использование ограниченных ресурсов объединенной группировки.

Решение имеющей место проблемы предлагаются находить в два этапа: получение текущей оценки эффективности боевого применения сил и средств ВК при выполнении задач в районе вооруженного конфликта; составление оптимального плана повышения указанного показателя эффективности (оценки) на предстоящий период в условиях имеющихся ограничений на привлекаемые для этой цели ресурсы. В основе решения лежит излагаемая ниже теоретико-множественная модель управления силами и средствами ВК согласно концепции планомерно-последовательного сковывания диапазона возможных действий противника, которая может быть распространена и на другие оперативно-тактические операции военного содержания, а также известная процедура комплексного оценивания [1].

Основные положения названной концепции следующие:

1)     максимальный учет всех возможных и только возможных действий НВФ;

2)     планирование противодействий наиболее вероятным вариантам проявления противником активности;

3)     ограничение инициативы банд-формирований за счет планомерных активных действий и мероприятий силами ВК;

4)     составление оптимальных (близких к оптимальным) планов предупреждения деятельности НВФ на территории ВК в условиях ограниченных ресурсов и неопределенности угрожаемого периода;

5)     оптимальное взаимодействие с другими силовыми структурами, решающими свои специфические задачи.

Организация боевых действий по уничтожению НВФ нуждается в эффективном управлении объединенной группировкой сил и средств военных комендатур. Успех этой работы в значительной степени зависит от обоснованности управленческих решений на этапе, предшествующем угрожаемому периоду, непосредственным боевым действиям. Сорвать замыслы хорошо подготовленного коварного бескомпромиссного врага, пользующегося определенной поддержкой некоторых слоев «мирного» населения, можно лишь всеобъемлющим охватом, блокированием и нейтрализацией его возможных оперативных действий, что необходимо осуществлять в достаточно сложных местных условиях при серьезных ограничениях на людские и военно-технические ресурсы. Здесь становится актуальной задача разработки научно-методического аппарата эффективного управления силами и средствами со стороны штабов военных комендатур для гарантированного уничтожения НВФ в случае их попыток захватить и удержать инициативу в вопросах вооруженного противостояния. Методологическую основу подобного исследования должна составить концепция планомерного последовательного сковывания диапазона возможных действий противника, сосредотачивая и концентрируя свою мощь на остающихся направлениях, где можно обеспечить необходимое для безусловной победы военное превосходство. Содержание концепции раскрывается посредством следующей теоретико-множественной модели.

Пусть перед НВФ поставлен набор задач Z, для решения которых в зоне ответственности военной комендатуры (ВК) они располагают боевыми ресурсами W. Для каждой задачи они выбирают подходящие объекты, предполагая для них определенные способы достижения целей из «наработанного» арсенала C. В результате анализа этих исходных позиций перед НВФ возникают широкие возможности инициирования предметных боевых действий D, представленные множеством троек

. (1)

В угрожаемый период с целью нанесения максимального ущерба федеральной власти МВФ разрабатывает массированные действия , где – подмножество множества D, элемент применения оператора булеана P(…) к множеству D, т.е.

, (2)

в том числе максимально возможные действия rmDЄ D,

, (3)

ограниченные лишь

(4)

В силу изначальной свободы выбора НВФ для противостоящих им федеральных войск объектом «беспокойства» является все множество D. Подготовленные надлежащим образом к отражению и подавлению действий противника, они оказываются лицом к лицу с неразрешимой в рамках реально имеющегося ресурса Wф задачей, когда на множестве возможных вариантов поведения противника D последний проявляет виртуальный ресурс

, (5)

требующий адекватных ресурсов от ВК

(6)

из условия в форме предиката

, (7)

где знак => означает достаточное превосходство. Естественно ожидать, что

.  (8)

Военное искусство означает в данном контексте способность к такому управлению группировкой штабом ВК, чтобы противник в лице НВФ ощущал на каждом шагу перевес федеральных сил в виде

, (9)

побуждающий его прекратить сопротивление под угрозой быть уничтоженным, не решив ни одной стоящей перед ним задачи.

Положим, что политические цели руководства самопровозглашенной ЧР выразились в множестве террористических задач, которые ставят себе НВФ .

Для решения перечисленных задач НВФ подбирают себе подходящие типы объектов из множества .

Можно построить соответствие , описывающее подмножество типов объектов , подходящих в качестве выбираемых НВФ для решения каждой i-й задачи.

. (10)

Данное соответствие отображается матрицей размерность .

С другой стороны, задачи НВФ требуют для их исполнителей выбора подходящих способов решения из состава некоторого множества , исходя из характерной для них тактики и боевых возможностей.

Аналогичным образом можно построить соответствие , описывающее подмножества способов , которые принципиально могут быть выбранными НВФ для решения каждой i-й задачи

. (11)

Данное соответствие отображается матрицей размерность .

Искомые соответствия:

(12)

или 

, (13)

описываемые эквивалентными матрицами ( ), , , как видно из рисунка, могут быть сформированы посредством умножения прямых и транспонированных матриц:

(14)

(15)

Тогда множество ненулевых элементов матрицы размерности , для которых имеет место ( ), опишут множество вариантов потенциально возможных активных действий подразделений НВФ. Действительно, согласно правила перемножения матриц, возможного при условии равенства их размерности хотя бы по одному параметру, элемент результирующей матрицы отличается от нуля только в том случае, если хотя бы в одной задаче НВФ востребованность в k-м способе (j-м объекте) совпадает с востребованностью в j-м объекте (k-способе). Наличие нулевых элементов в итоговой матрице свидетельствует о том, что полученное таким образом множество вариантов активных действий НВФ имеет меньшую мощность, нежели прямое декартово произведение мощности , равной числу всех элементов сформированных матриц. В этом случае применение данной методики оправдано.

Аналогичным образом можно установить множество возможных действий федеральных войск, которые соответственно опишутся матрицей . Описанная процедура позволяет исключить из рассмотрения явно нереальные ситуации, уменьшая тем самым размерность решаемой задачи.

Положения ВК характеризуется значительной неопределенностью относительно меняющихся намерений НВФ. Планомерная целенаправленная, хотя и достаточно затратная работа штаба ВК может и должна снизить эту неопределенность, усиливая таким образом эффективность использования имеющихся ресурсов. Этот процесс должен быть наблюдаемым и управляемым. В данном направлении перспективным инструментом могут стать механизмы комплексного оценивания, строящиеся на дереве критериев и матрицах свертки и устанавливающие для любой группы оценок по частным критериям X111X222, соответствующим задачам Z1Z8, общую (итоговую) оценку (Х): Z1Z8.

Наиболее удобной представляется 4-бальная оценка, качественно различающая достигнутые уровни частных критериев, каковыми становятся, например, уровни решения отдельных типов задач по пресечению действий НВФ:

1 балл выставляется группировке в случае полного понимания штабом содержания задачи в местных условиях и способности частей и подразделений к достижению любых конкретно поставленных целей;

2 балла служат оценкой, если дополнительно к предыдущим результатам добавляется наличие обоснованного плана мероприятий, снижающих активность действий НВФ по аспектам внезапности и безнаказанности, но, естественно, требующих затрат ресурсов и времени на реализацию;

3 балла обозначают новый качественный уровень управления, характеризуемый достижением ГВК решающего превосходства над НВФ при любом их активном действии;

4 балла следует использовать лишь тогда, когда предыдущий эффект достигается при возникновении непредвиденных обстоятельств, т.е. с определенной гарантией за счет кратного резервирования вариантов подавления противника.

Аппарат комплексного оценивания позволяет:

Информационное обеспечение работы штабов ВК по описанным принципам может служить эффективной поддержкой принятия управленческих решений ВК в районах вооруженного конфликта.

Литература

  1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М.: СИНТЕЗ-ГЕО, 1997. – 188 с.