Гейхман Л. К., Зуев И. И., Нигматуллова Э. Ф., Попова Г. С.,
г. Пермь

УДК 800: 372.8

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД И МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Интерактивный подход основан на трактовке взаимодействия и общения не только как средств, но и как целей и содержания обучения. Реализация интерактивного подхода в дистанционном обучении иностранным языкам может быть успешной при опоре на соответствующие принципиальные положения — постулаты. На базе интерактивного подхода построена модель обучения общению на иностранных языках.

В самом начале зафиксируем, что термин «интерактивность» приобретает в наши дни особое значение, например, для описания контактов человека и новых информационных систем, для описания приемов, методов и технологий, тем или иным путем связанных с взаимодействием, для характеристики методов обучения.

Анализ практики интерактивного обучения позволяет утверждать, что большинством авторов интерактивное обучение понимается как преимущественно групповая форма организации образовательного процесса, позволяющая реализовать активные групповые методы обучения в целях эффективного решения дидактических задач.

Нами принято иное понимание интерактивного обучения, связанное с выделением сущностных характеристик взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, особенно по линиям «преподаватель – учащиеся» и «учащийся – учащийся», проявляющимся в процессе совместной учебной деятельности. Это легло в основу разрабатываемого интерактивного подхода, где взаимодействие предстает в качестве центральной категории, являясь одновременно и родовым понятием для общения и в то же время выступая в качестве автономного, рядоположенного по критерию цели обучения. Данный подход развивается в контексте общепедагогической гуманистической центрации обучения и на основе разрабатываемой в работе интерпретации понятийной связи категорий «общения» и «взаимодействия» в образовательном процессе.

Рассматривая подход как определенную точку зрения, обусловливающую исследование, проектирование, организацию того или иного явления, процесса (в том числе языкового образования), мы определяем интерактивный подход как перспективное направление современной дидактики, связанное с использованием учебного взаимодействия для повышения эффективности обучения общению на иностранном языке.

Особенности интерактивного подхода в дистанционном обучении заключаются в следующем.

  1. Ценности и цели обучения направлены на целостное интеллектуальное и коммуникативное развитие учащихся, на создание активизирующей среды с учетом индивидуальности каждого.
  2. Содержание и процесс обучения адаптируются в направлении личностной значимости.
  3. Главная действующая сила дистанционного обучения – взаимодействие, активность и педагога, и учеников между собой.
  4. Познание строится на объективном материале с использованием опоры на индивидуальный опыт, придающий знанию личностный смысл. Объектом изучения становится не только внешний объективный мир, но и сам учащийся, взаимодействующий с другими.
  5. Педагог и учащийся в дистанционном обучении взаимодействуют на равных субъектных позициях, гармонизируются ролевые и личностные функции, педагог выступает фисилитатором,
    тьютором.
  6. Используются активные методы группового обучения, строящиеся на основе сотрудничества.
  7. На начальном этапе выбор деятельности осуществляется учителем с учетом интересов учеников, в дальнейшем выбор осуществляется самими учащимися.
  8. Реализуются целостность образовательного процесса, совместная активность учащих и учащихся, направленность на личностный рост, становление эмоционально-ценностного отношения к содержанию.
  9. Критериями и показателями оценки становятся показатели личностного роста, индивидуального развития, прежде всего компетентностного.
  10. Построение взаимодействия происходит на основе возвышения позиции ученика от объекта к субъекту, с взаимным уважением друг к другу.

Содержательная часть интерактивного обучения общению (в том числе иноязычному) связана с пониманием механизма субъект-субъектного взаимодействия в диаде «Я» и «Другой». Обучение общению в интерактивном подходе строится на основе взаимодействия с Другим, на терпимости к различиям между людьми в обычаях, традициях, поведении и начинается с признания того, что мир полифоничен и многогранен, что существует множество истин, которые помогают понять себя, согласовывать свои интересы и ценности с потребностями и установками других людей.

Построенная на основе интерактивного подхода модель интерактивного обучения общению представляет собой двухфазное образование, где на первой фазе посредством общения происходит обучение взаимодействию, проходящего все его уровни до сотрудничества, изменяющего групповую динамику, приводящего к становлению толерантности и формирующего само умение сотрудничать. На второй фазе осуществляется целенаправленное обучение собственно общению как развиваемому на основе сформированного взаимодействия специально фиксированному способу формирования и формулирования мысли, общение на этой фазе в полном смысле слова является, прежде всего, целью, а не только средством.

Модель реализуется пятью этапами последовательного освоения первоначально самого умения сотрудничать, характеризуемого изменением стратегии взаимодействия, включенности учащихся в учебное взаимодействие, характера группового взаимодействия, и затем на этой основе – умения общаться с условным выделением трех уровней его освоения как умения ставить и решать коммуникативные задачи.

Интерактивное обучение общению на иностранном языке по предложенной двухфазной модели позволяет доопределить общераспространенную формулу: «обучение общению в процессе общения и через общение» как новую: обучение общению «от взаимодействия, осуществляемого средствами общения и на его основе к общению как самостоятельной цели обучения на фоне предварительно сформированного высшего уровня взаимодействия — сотрудничества».

В целом интерактивное обучение общению производит суммарный эффект, выраженный в том, что на фоне адекватного программе освоения знаний формируются:

Литература

  1. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению: подход и модель. – Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2002.
  2. Гейхман Л.К. Искусство быть и общаться с Другим (Интерактивное обучение). – Пермь: Центр развития образования, 2001.