Галустян О. В., г. Таганрог

УДК 378.146

БАЛЛОВАЯ СИСТЕМА КАК ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ ОБУЧЕННОСТИ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В данной статье рассматривается балловая система как оценочная функция контроля обученности иностранным языкам в неязыковом вузе, которая позволяет правильно оценить уровень усвоения грамматических, лексических навыков, а также навыков устной речи. В статье приводятся критерии оценки знаний студентов, которые помогут преподавателю осуществить контроль.

Известно, что деятельность взаимодействующих сторон на занятии нуждается в оценке. В ряде случаев отпадает необходимость в общей оценке: «знает», «не знает», «усвоил», «не усвоил», «научился», «не научился» – и возникает целесообразность в конкретной оценке. Для студентов оценка их деятельности должна быть выражена в конкретной форме. Балловая система, используемая на кафедре иностранных языков ТРТУ, позволяет правильно оценить не только уровень усвоения грамматических, лексических навыков, усвоение которых проверяется при помощи тестов, но и оценить уровень усвоения навыков устной речи. Большинство студентов, зная за что они получают 4, 5, 6, 7, 8 баллов, стремятся избавиться от ошибок, чтобы получить удовлетворение от своего учебного труда и быть всегда успевающими в учебе. В ТРТУ используется 8-бальная система: 8 – отлично; 7, 6 – хорошо; 5, 4 – удовлетворительно, 3 – 1 – неудовлетворительно. Соответственно 4 балла – минимум, 8 баллов – максимум. У неуспевающих студентов результаты контроля вызывают чувство неудовлетворенности, но вместе с тем и надежду на исправление создавшегося положения.

Контроль языковых навыков может осуществляться при помощи тестов. Проверка коммуникативных умений, связанная с выражением учащихся своих мыслей, своей точки зрения, предугадана и заранее просчитана не может быть, создание разнообразных тестов затруднено невозможностью просчитать варианты ответов. Поэтому балловая система позволяет облегчить задачу преподавателю оценить знания студента, а порой и самому студенту, который после устного ответа может прогнозировать собственную оценку. Приведем критерии оценивания показателей, определяющие уровень развития коммуникативных умений.

8 баллов –ответ студента грамотный в лексическом, грамматическом отношении. Речь выстроена логически грамотно. Речь обогащена синонимами, антонимами. Ответ осуществляется без письменной опоры. Студент выражает свою точку зрения и может ее доказать. Допускается небольшое количество оговорок, которые студент может самостоятельно исправить во время ответа.

7 баллов – ответ студента грамотный в лексическом, грамматическом отношении. Речь выстроена логически грамотно. Речь обогащена синонимами, антонимами. Ответ осуществляется без письменной опоры. Количество лексических, грамматических ошибок снижено до минимума (1 – 3), которые студент сам замечает и сам исправляет. Например, студент говорит: “Perhaps, most important key to its success is its well-trained staff”. Пропущен определенный артикль “the” перед превосходной степенью прилагательного. Студент сам исправляет ошибку “the most important key”.

6 баллов – ответ студента грамотный в лексическом, грамматическом отношении. Речь выстроена логически грамотно. Речь обогащена синонимами, антонимами. Ответ осуществляется без письменной опоры. Студент реагирует на свои ошибки только с подсказки преподавателя. Например, на ошибку типа “on the street” учитель реагирует словом “preposition”. Учащийся моментально говорит правильно “in the street”. Или, например, неправильного согласования подлежащего и сказуемого “There was pigs in the yard”. Вопрос учителя: “How many pigs?” ведёт к исправлению: “There were pigs in the yard”.

5 баллов – ответ осуществляется с письменной опорой. Текст «зазубрен». Речь бедная в лексическом отношении. Нет логики в высказывании. Студент, допустив ошибку, самостоятельно ее не исправляет, делает это с подсказки преподавателя.

4 балла – ответ осуществляется с письменной опорой. Текст «зазубрен». Речь бедная в лексическом отношении. Нет логики в высказывании. Студент, допустивший ошибку, сам ее не слышит и не исправляет. Преподаватель исправляет ошибки путем объяснения всей программы действия или демонстрации образца.

3 – 1 балл – большое количество лексических, грамматических ошибок (до 3 – 4 ошибок в одном предложении). Много пауз в речи. Студент не может исправить ошибки даже с подсказки преподавателя. Не реагирует на речь преподавателя.

В заключении хотелось бы отметить, что балловая система позволяет преподавателю сопоставить реальные результаты с потенциальными, дать практические советы студенту, чтобы улучшить учебную деятельность.

Литература

  1. Проблема контроля при обучении иностранным языкам в вузе // Межвузовский научный сборник. – Издательство Саратовского университета, 1984.
  2. Методическая школа Пассова // Контроль в обучении иностранным языкам. – № 17. – 2002 (Воронеж. Серия “Методика обучения иностранным языкам”)
  3. Брейгина М.Е. О контроле базового уровня обученности // Иностранные языки в школе. – №2. – 1991. – С. 22 – 33.