Давыдова Л. Н., г. Астрахань

УДК 378

ЗАЧЕТНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

В статье отражаются основные принципы организации зачетно-рейтинговой системы контроля и оценки результатов обучения студентов. Описывается общая схема ее организации и методика расчета промежуточного семестрового рейтинга студента. Автор делится опытом и результатами внедрения инновационной технологии, определяет аспект совершенствования предлагаемой системы.

Внедрение инноваций становится важным моментом модернизации российского образования. В практике высшего профессионального образования дальнейшее развитие получают информационные системы, использующие современные методы, технологии передачи и обработки информации. Применение компьютерных образовательных технологий на занятиях и при самостоятельной работе студентов обеспечивает разнообразие форм представления учебной информации и способствует повышению качества обучения.

Следует заметить, что не остается без внимания проблема контроля и оценки результатов обучения студентов. Система балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов постепенно внедряется в российские вузы.

Астраханский государственный университет имеет опыт практической работы по зачетно-рейтинговой системе контроля и оценки результатов обучения студентов. Зачетно-рейтинговая система реализуется на всех уровнях обучения. Начиная с первого семестра, фиксируется рейтинг студента по каждой дисциплине. Рассчитывается средний семестровый, межкурсовой и итоговый рейтинг.

Основой рейтинга является интегральная оценка результатов различных видов учебной деятельности, предусмотренных учебных планом. Результаты учебной деятельности студентов оцениваются по 100-балльной шкале: 100 – 90 баллов – «отлично», 89 – 80 баллов – «хорошо», 79 – 70 баллов – «удовлетворительно», 69 и менее – «неудовлетворительно».

Общая схема организации зачетно-рейтинговой системы может быть представлена следующим образом. Итоговый рейтинг Rj студента по завершении обучения в университете складывается из семестровых рейтингов (j – порядковый номер семестра) и итоговой аттестации. Средние семестровые рейтинги определяются на основе рейтингов по дисциплинам Ri (i – порядковый номер в списке дисциплин). Рейтинги по дисциплинам зависят от успехов студентов по установленным для каждой дисциплины контрольным точкам (зачетным единицам). В конце каждого курса определяется средний итоговый рейтинг Rm (m– номер курса).

По окончании каждого семестра определяется индивидуальный рейтинг студента на основании среднего семестрового рейтинга. Приведем методику расчета среднего семестрового рейтинга студента. Средний семестровый рейтинг подсчитывается на основании результатов аттестации по дисциплинам, практикам, курсовым работам (при их наличии по окончании данного семестра) по формуле

,

где  – средний семестровый рейтинг студента (j – порядковый номер семестра);

– рейтинговая оценка дисциплины, практики и курсовых работ, пройденных студентом в семестре (i - порядковый номер в списке дисциплин данного семестра);

Кi – число зачетных единиц, приходящихся на i –тую дисциплину;

– сумма.

Преподаватели ведут журналы учета успеваемости студентов. Результаты рейтинговой оценки заносятся в контрольный лист текущей успеваемости, который сдается в деканат для дальнейшей обработки. Подсчет рейтинга осуществляется с помощью программы АСУ-«Рейтинг». Результаты подсчетов семестровых и итоговых рейтингов заносятся в соответствующие ведомости деканата. По результатам подсчета семестрового и межкурсового рейтингов студентов деканат оформляет экран успеваемости.

Зачеты и экзамены выставляются студенту на основе рейтинговых оценок как среднеарифметический балл. Студент, не согласный с результатом, выставленным ему по итогам рейтинговых контрольных работ, имеет право сдать письменный экзамен в период экзаменационной сессии. При этом оценка и средний балл как итоговый результат по дисциплине ставится с учетом текущих рейтинговых оценок.

Результаты рейтинга за учебный семестр (год) учитываются при определении стипендии, в отборе контингента на конкурсной основе на новый уровень обучения, а также при зачислении на программу дополнительного образования или специализации, в магистратуру, аспирантуру.

За период реализации зачетно-рейтинговой системы в университете отмечается ее определенная результативность: повышается ритмичность работы студентов, присутствует заинтересованность студентов в получении более высоких рейтинговых оценок, дифференцированность оценивания учебных достижений студентов, увеличение количества студентов бессессионной семестровой аттестации.

Однако эффективность зачетно-рейтинговой системы зависит не только от организации образовательного процесса, но и от отношения к ней субъектов. Нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление отношения студентов к зачетно-рейтинговой системе. Респондентами выступали студенты 1 – 5-го курсов психолого-педагогического факультета АГУ. В ходе исследования использовались метод анкетирования, опроса, методика незаконченных предложений. Полученные результаты позволили выявить следующее.

Во-первых, студенты адекватно определяют три функции зачетно-рейтинговой системы: стимулирующую, контролирующую, поощрительную. Они считают, что стимулирующая функция выражается в повышении активности студентов в обучении. Контролирующая функция выступает в своем классическом понимании контроля результата обучения. Поощрительная функция определяется как показатель к назначению стипендии.

Во-вторых, отношение студентов к зачетно-рейтинговой системе на протяжении обучения меняется. К старшим курсам отношение становится более формальным. У старшекурсников возрастает неудовлетворенность результатами рейтинга.

В-третьих, отрицательное отношение к зачетно-рейтинговой системе обусловлено необъективностью выставления рейтинговых оценок, перегруженностью письменными контрольными работами, формальным отношением преподавателей к процедуре оценивания.

Результаты проведенного исследования являются основанием к поиску новых подходов в разработке, к совершенствованию системы оценки и контроля. На наш взгляд, с целью повышения эффективности зачетно-рейтинговой системы в вузе необходимо разработать диагностический инструментарий, более четкие критерии и уровни учебных достижений студентов.