Чемоданов М. В., Москва, Чемоданова Т. В.,
г. Снежинск

УДК 371.24:658.512:681.327

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ САПР

Описана методология сравнительного анализа традиционного обучения  студентов технического вуза графическим дисциплинам  и обучения на основе методики, опирающейся на функциональные и дидактические возможности системы автоматизированного проектирования (САПР).

Анализ материалов научных исследований, отражающих попытки разработки методологии оценки качества применения информационных технологий обучения различным учебным дисциплинам, показали, что эти исследования относятся исключительно к автоматизированным обучающим системам, специально предназначенным только для этих целей. Эффективность информационной педагогической технологии, основанной на применении в графической подготовке функционального и дидактического потенциалов инженерной системы автоматизированного проектирования (САПР), не исследовал никто.

Мы рассматриваем формирование графических знаний, умений и навыков студентов в условиях комплексного применения САПР через призму  личностного становления. Потому критерии эффективности графической подготовки, организованной и методически обеспеченной путем комплексного использования САПР, должны отражать уровни таких качеств личности будущего специалиста, которые обусловливают профессиональную компетентность в области начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики и формируются в процессе учебной  и профессиональной графической деятельности. Это: ответственное отношение к учебному графическому труду, образно-графическое мышление, информационная и коммуникативная культуры, способность к творческому саморазвитию.   Профессиональная компетентность будущего специалиста в сфере инженерной геометрии и графики рассматривается нами как его готовность выполнять предстоящую учебную или профессиональную графическую деятельность на конкретном этапе подготовки.

В сравнительном эксперименте участвовали два блока групп – экспериментальных и контрольных. Первые обучались средствами САПР, вторые – традиционными способами. Об эффективности УМК графической подготовки на основе САПР мы судили по сформированности уровня компетентности студентов в области инженерной геометрии и графики, который с некоторой долей условности отражает уровни сформированности профессионально важных качеств личности будущего специалиста. Для статистической обработки результатов были использованы непараметрические методы. В экспериментальном блоке групп были зарегистрированы положительные тенденции в развитии всех исследуемых личностных качеств. В контрольном блоке групп положительные тенденции отмечены только в блоках логико-эвристических способностей и информационной культуры, поскольку студенты контрольных групп в соответствии с ГОС тоже обязаны осваивать компьютерную графику. По большинству остальных профессионально важных качеств в контрольных группах подтверждена нулевая гипотеза, а по ряду качеств мотивационной сферы отмечены и отрицательные тенденции.

Эксперимент показал, что количество отличных оценок в экспериментальных группах больше на 35,72%, качество учения в экспериментальных группах выше, чем в контрольных, на 46%. Абсолютная успеваемость в экспериментальных группах на 16,6% выше, чем в контрольных, то есть учебно-профессиональная компетентность в области современной инженерной геометрии и графики выше у тех студентов, у которых на более высоком уровне сформированы выделенные в процессе исследования профессионально важные качества личности.

Методом Х-критерия ван дер Вардена доказана статистическая значимость показателей качества графической подготовки и положительная роль системы информационно-технологического обеспечения графической подготовки студентов.