Чемоданов М. В., Москва, Чемоданова Т. В.,
г. Снежинск
УДК 371.24:658.512:681.327
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ САПР
Описана методология сравнительного анализа традиционного обучения студентов технического вуза графическим дисциплинам и обучения на основе методики, опирающейся на функциональные и дидактические возможности системы автоматизированного проектирования (САПР).
Анализ материалов научных исследований, отражающих попытки разработки методологии оценки качества применения информационных технологий обучения различным учебным дисциплинам, показали, что эти исследования относятся исключительно к автоматизированным обучающим системам, специально предназначенным только для этих целей. Эффективность информационной педагогической технологии, основанной на применении в графической подготовке функционального и дидактического потенциалов инженерной системы автоматизированного проектирования (САПР), не исследовал никто.
Мы рассматриваем формирование графических знаний, умений и навыков студентов в условиях комплексного применения САПР через призму личностного становления. Потому критерии эффективности графической подготовки, организованной и методически обеспеченной путем комплексного использования САПР, должны отражать уровни таких качеств личности будущего специалиста, которые обусловливают профессиональную компетентность в области начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики и формируются в процессе учебной и профессиональной графической деятельности. Это: ответственное отношение к учебному графическому труду, образно-графическое мышление, информационная и коммуникативная культуры, способность к творческому саморазвитию. Профессиональная компетентность будущего специалиста в сфере инженерной геометрии и графики рассматривается нами как его готовность выполнять предстоящую учебную или профессиональную графическую деятельность на конкретном этапе подготовки.
В сравнительном эксперименте участвовали два блока групп – экспериментальных и контрольных. Первые обучались средствами САПР, вторые – традиционными способами. Об эффективности УМК графической подготовки на основе САПР мы судили по сформированности уровня компетентности студентов в области инженерной геометрии и графики, который с некоторой долей условности отражает уровни сформированности профессионально важных качеств личности будущего специалиста. Для статистической обработки результатов были использованы непараметрические методы. В экспериментальном блоке групп были зарегистрированы положительные тенденции в развитии всех исследуемых личностных качеств. В контрольном блоке групп положительные тенденции отмечены только в блоках логико-эвристических способностей и информационной культуры, поскольку студенты контрольных групп в соответствии с ГОС тоже обязаны осваивать компьютерную графику. По большинству остальных профессионально важных качеств в контрольных группах подтверждена нулевая гипотеза, а по ряду качеств мотивационной сферы отмечены и отрицательные тенденции.
Эксперимент показал, что количество отличных оценок в экспериментальных группах больше на 35,72%, качество учения в экспериментальных группах выше, чем в контрольных, на 46%. Абсолютная успеваемость в экспериментальных группах на 16,6% выше, чем в контрольных, то есть учебно-профессиональная компетентность в области современной инженерной геометрии и графики выше у тех студентов, у которых на более высоком уровне сформированы выделенные в процессе исследования профессионально важные качества личности.
Методом Х-критерия ван дер Вардена доказана статистическая значимость показателей качества графической подготовки и положительная роль системы информационно-технологического обеспечения графической подготовки студентов.