Белобородов С. М., Цимберов Д. М.,
г. Пермь

УДК 621.822

Обоснование методики гидродинамической сортировки
насосных прецизионных элементов

Предлагается обоснование новой методики гидродинамической сортировки насосных прецизионных элементов; её новизна заключается в новом подходе к нагружению плунжерной пары при испытании (применяется гидродинамическое нагружение), что позволяет более точно производить сортировку прецизионных элементов топливного насоса высокого давления.

В эксплуатации дизельных двигателей большое значение имеет совершенствование топливных насосов высокого давления (далее ТНВД). Это обусловлено большим влиянием ТНВД на надёжность двигателя в целом.

При размещении в трубопроводе круглого сечения какого-либо тела создаётся ситуация, в которой существенную роль играет эксцентриситет этого тела. Эта ситуация возникает при сопоставимости размеров тела и просвета для потока. В этом случае влияние трения в пограничном слое на поток жидкости пренебрежительно мало:

, (1)

где Q расход потока жидкости;

Fтр силы трения по поверхности.

Образование пограничного потока определяется межмолекулярным сцеплением неподвижных стенок и малоподвижных прилежащих слоёв.

При изменении эксцентриситета происходит увеличение сечения круглого тела:

, (2)

где Q1 поток жидкости, когда тело расположено в средней части канала;

Q2 поток жидкости, когда тело смещено от центра канала.

В прецизионной паре из-за больших поверхностей трения и маленьких зазоров влияние пограничного слоя на общий поток жидкости может быть определено зависимостью:

(3)

при

, (4)

δ – величина зазора в прецизионной паре

Вследствие этого при испытании прецизионных пар смещение плунжера не будет значительно влиять на гидравлическую плотность.

Главный способ проверки гидравлической плотности прецизионных элементов заключается в опрессовке их на грузовых стендах. Плунжерные пары проверяются следующим образом. При герметично закрытых окнах со стороны канала нагнетания на плунжер, установленный в положение, соответствующее режиму малой мощности, создаётся нагрузка, соответствующая давлению смеси в надплунжерном пространстве 20±1 МПа [1].

При этом на плунжер оказывается механическое воздействие, отличное от воздействия, оказываемого при работе двигателя в условиях эксплуатации.

На ГУП «170 ремонтный завод» были проведены испытания методики гидродинамической сортировки плунжерных пар. На прецизионные элементы подавалась фильтрованная смесь дизельного топлива и веретённого масла вязкостью 9,9 – 10,9 сСт при температуре 20 0С, при этом величина контрольного давления была 17 – 25 МПа.

В данном случае трижды проводились замеры на каждой плунжерной паре и перед каждым замером проводилось вращательное движение плунжерной пары. Вследствие этого эксцентриситет становился близким к нулю. В ходе испытания это подтвердилось равномерностью падения давления, что подтверждает организацию потока в прецизионном зазоре, отличную от потока в трубопроводе, определяемую зависимостью (2). В результате этого на плунжер не оказывается механическое воздействие и в продольном направлении он не деформируется. Но в то же время происходит изменение конфигурации по всей длине.

Предлагаемый метод сортировки приближает эксцентриситет, определяемый как:

, (5)

где P – давление впрыскивания;

t – время начала впрыскивания в процессе испытания;

– время начала впрыскивания при проведённых испытаниях, при следующих ограничениях:

(6)

Выводы: при предлагаемой гидродинамической сортировке не происходит концентрического смещения плунжера под воздействием деформаций, определяемых механической нагрузкой; процесс изменения давления при предлагаемой гидродинамической сортировке по ходу изменения давления подобен изменению давления впрыскиванием; определяющее значение для гидродинамической сортировки имеет целостность пограничного слоя.

Литература

  1. Системы управления дизельными двигателями / Пер. с немецкого языка. – М.: ЗАО КЖИ «За рулём», 2004. – 480 с.