Банникова М. Н., г. Лысьва Пермской области

УДК 372.857:681.3

РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ К УЧЕБНИКУ
"ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ"

Введение.

В наше время уже никого не удивишь компьютером. У многих школьников они стоят дома, остальные имеют доступ к нему в школе. В основном, школьники используют компьютер в качестве развлечения, иногда под надзором родителей, реже ради собственного интереса, ребята запускают обучающие программы. Но найти подходящую программу для себя бывает очень проблематично, к тому же, если в программе используются мультимедийные средства: звуковые лекции,  видеоролики и тому подобное, то цена этой программы возрастает. Эта цена, зачастую, отталкивает ученика от её покупки, и он с мыслями «лучше я куплю какую-нибудь игру» покупает себе вместо интерактивного учебника красивый диск с компьютерной игрой. Однако игра очень редко может научить чему-то полезному. Кроме этого, взаимоотношения учитель – ученик – книга уже давно устарели и пришло время интерактивных и мультимедийных электронных учебников. Не каждый учитель сможет на словах или картинках объяснить многие сложные явления. Не во всех книгах написано то, что нужно ученику, да и не каждый ученик сможет взять из книги всё, что от него потребуется.

Достоинства электронного учебника.

Я хочу перечислить некоторые достоинства электронных учебников перед традиционными учебниками.

  1. Важнейшая особенность электронного учебника – это интерактивность.
  2. Одним из отличий электронного учебника от обычного является наличие мультимедийных фрагментов. Видеоролики помогают человеку более полно воспринять информацию.
  3. Ещё одним отличием является ёмкость – электронный учебник может поместить в себе более сотни словарей, а занимать место лишь на одном лазерном диске.
  4. Электронный учебник можно использовать как учебник для ученика, учебное пособие учителя, и использовать ролики на уроках.
  5. Каждый ученик работает с учебником в том режиме, в котором ему удобно.
  6. В электронном учебнике найти информацию гораздо легче, чем в обычном.
  7. В электронном учебнике можно выбрать размер шрифта, который удобен пользователю.

Анализ работы с электронным учебником – «Общая биология».

Данный учебник был разработан мною совместно с Банниковым Михаилом, тогда еще учащимся 11 класса, и преподавателем информационных технологий ЛФ ПГТУ – Банниковым В. Б. Нашей первоначальной целью было представление данной работы на конкурс обучающих Web-ресурсов. Работа над сайтом настолько увлекла нас, что появилось решение использовать его на уроках общей биологии в качестве методического пособия. Я сообщила детям адрес сайта в Интернете, а тем, у кого не было возможности выхода в Интернет, мы записали сайт на лазерный диск. Учащиеся также могут заниматься с учебником из нашей библиотеки, где также имеется выход в Интернет. Кроме того, у меня в кабинете установлен мультимедийный комплекс, позволяющий демонстрировать фрагменты электронного учебника на уроках. Я использовала эти фрагменты при объяснении сложных тем, которые трудно воспринимаются учащимися по статичным рисункам и схемам. Например при изучении темы «Деление клетки» учащиеся могут пофазно рассмотреть процесс митоза, при этом попытаться сначала самостоятельно выдвинуть версии происходящего, а затем сверить с пояснительным текстом, вызвав его при наведении на объект. Учащимися было отмечено удобство того, что каждый мог в своем режиме просматривать весь процесс, а при возникновении затруднений вернуться назад и повторить фрагмент заново. Во время проверки оказалось, что ошибки, возникающие при сравнении различных процессов деления клетки, практически исчезли. При изучении такой темы, как «Биосинтез белка», загруженной огромным количеством новых специальных терминов, традиционными методами трудно объяснить сам процесс биосинтеза. При использовании роликов из нашего учебника данная проблема отпадает. После проверки знаний по этой теме я обнаружила, что качество знаний возросло как минимум на 30%.

Мы также включили в наш учебник справочник, содержащий основные термины, используемые в общей биологии. По отзывам учащихся, им очень нравится им пользоваться, так как все термины имеют гиперссылки на нужный материал, что облегчает подготовку учащихся к урокам.

Электронный учебник дает возможность оживить объекты, которые дети обычно видят статичными, например, клетка в нем выглядит живой.

Дети отлично узнают по рисункам знакомые природные объекты, а незнакомые, несмотря на старания художников показать эти объекты в объеме, воспринимают все же плоскими. Электронный же учебник позволяет показать их в трехмерной проекции, например, в теме «Вирусы» камера словно наезжает на объект с разных сторон. 

Обычно учитель пользуется несколькими учебниками, выбирая из них наиболее интересные, по его мнению, материалы, рисунки и схемы. Ученик же этого, как правило, лишен. Возможности электронного учебника позволяют собрать вместе материалы из разных учебников, пособий, в том числе редких и малодоступных для учащихся изданий. Например, при подготовке данного учебника мы использовали не менее 20 различных источников.

Мы также поместили в электронный учебник тест, позволяющий контролировать знания учащихся. Работа по составлению тестов и задач пока не закончена, в дальнейшем мы собираемся включить тесты и задания по каждой теме, разделив их по уровню сложности. Некоторые главы в данном учебнике пока не отражены, в дальнейшем они будут дополнены.

Интерфейс учебника удобен и интуитивно понятный.

Учебник является уникальным в своем роде, при попытке поиска по ключевым словам, мы не нашли в Интернете ничего подобного.

В продаже мы нашли только несколько программ, посвященных биологии, но теме «общая биология» были посвящены лишь энциклопедичные программы, которые, собственно, имеют там так много информации, что в ней легко запутаться и вместо того, чтобы понять тему, можно влезть в такие «дебри», что уже выбраться из них поможет только квалифицированный учитель. Все это воодушевляет нас на продолжение этой работы.

Сайт пользуется успехом, каждый день к нему обращаются порядка 40 человек. Учебник очень нравится ребятам, в частности, я обнаружила картинки из него в тетрадях своих учеников.