Бакай Е. П., г. Славянск-на-Кубани

УДК 378

МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
КАК СРЕДСТВО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обосновывается эффективность применения модульно-рейтинговой системы обучения для мониторинга качества подготовки специалистов в педагогическом вузе.

Проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Сложность педагогических явлений, наличие факторов, влияющих на педагогический процесс и его результаты, приводят к тому, что данный процесс нельзя рассматривать как полностью детерминированный.

Понятие «качество образования» носит динамический характер: оно изменчиво во времени, различно по уровням образования, типам и видам образовательных учреждений.

В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», кроме понятия «диагностика» все чаще стали использовать понятие «мониторинг».

Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (внутренний мониторинг) или через внешнюю по отношению к нему службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг).

Проблема мониторинга образовательных достижений студентов является одной из наиболее сложных в системе управления качеством образования вообще и профессионально-педагогического образования, в частности.

В последние годы в педагогической практике наблюдается повышенный интерес к новым формам организации учебного процесса в вузах, в том числе и к модульно-рейтинговой системе.

Ее использование может помочь в достижении возможности активно влиять на процесс обучения, и как следствие приведет к улучшению функциональных характеристик самого процесса. В свою очередь это улучшение позволит поднять интерес студентов к учебному процессу, повысить их успеваемость.

Модульная система имеет целью поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы в течение семестра.

В течение 2003 – 2004 учебного года в Славянском-на-Кубани госпединституте в рамках преподавания дисциплины «Математика и информатика» нами проводился эксперимент по внедрению указанной системы. В нем было задействовано 9 студенческих групп (244 студента).

Выбранный курс разбили на 3 модуля и разработали разнообразные контрольные мероприятия для диагностики процесса усвоения знаний (самостоятельные и индивидуальные работы) и контроля их качества на разных этапах изучения дисциплины (тестирование).

По результатам всех контрольных мероприятий студенты набирали определенное количество баллов в свой рейтинг. По рейтинговым баллам в конце курса выставлялся зачет.

В ходе эксперимента у студентов было отмечено повышение мотивации учения, активности учебной работы во время занятий. Как следствие улучшалось качество их подготовки по дисциплине.

На последнем занятии по курсу проводился опрос, целью которого было выяснить отношение студентов к рейтинговой системе. По его результатам более 60% опрошенных поддерживают такой способ работы.

Необходимо отметить, что разработка материалов для проведения контрольных мероприятий, требует от преподавателя значительных временных затрат, которые, однако, оправдываются во время приема зачета.

Научные и организационные задачи, встающие при создании системы мониторинга качества профессионально-педагогического образования, весьма сложны, а их решение требует существенных затрат и усилий. Однако результаты, которые можно получить от ее применения, еще более важны для педагогики и дальнейшего развития учебного заведения, и модульно-рейтинговая система является качественно новым уровнем организации преподавания в высшей школе, в основе которой лежит непрерывная индивидуальная работа с каждым студентом в течение всего семестра.

Литература

  1. Бермус А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: Монография. – Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ, 2002. – 301 с.