Харитонов В. А., Злобин И. А., Ощепков С. А., Полетаев Д. В., г. Пермь

МЕХАНИЗМЫ КОМПЛЕКСНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Обсуждаются методологические основы комплексного оценивания проектов в условиях консолидации профиля информационных систем.

В ходе проектирования структуры информационной системы (ИС) анализируются возможные значения параметров структуры и выбираются наиболее оптимальные, тем самым задается необходимый профиль ИС. Информационные системами предприятия состоят из программно-аппаратных средств и не могут функционировать без персонала. Поэтому при проектировании ИС необходимо учитывать и процессы обслуживания и ремонта.

Рассмотрим, что представляет собой профиль ИС, который используется как инструмент анализа его структуры. Процесс изменения характеристики или характеристик ИС в сторону большей концентрации называется консолидацией.

Характерные черты консолидации следуют из определения:

–     Консолидация – это процесс, т. е. имеет временной характер.

–    Консолидация имеет направленный характер и относительна.

–    Консолидация возможна в пределах области допустимых значений, определяемых, прежде всего экономическими параметрами.

Можно ли говорить о консолидации на этапе проектирования структуры ИС? И да, и нет. Чем более распределенную систему вы запроектируете, тем больше возможностей для дальнейшей консолидации. Но консолидация не самоцель, цель – достижение необходимого уровня готовности ИС при заданном уровне экономичности. Дело здесь вот в чем. Когда мы проектируем структуру ИС, мы имеем одну область возможных значений характеристик ИС. Но со временем область может изменяться, по ряду причин, например, увеличен бюджет ИТ-службы, изменились цены на оборудование или уровень оплаты специалистов. В такой ситуации необходимо пересмотреть профиль ИС, с целью оптимизации готовности и экономичности. Если более оптимальноеположение профиля находится справа, возникает необходимость в консолидации.

Почему о консолидации заговорили в настоящее время?

В последние 10 – 15 лет произошли значительные изменения в архитектурах ИС предприятий. Появление персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей позволило отказаться от дорогостоящих мейнфреймов и насытить в короткие сроки предприятие информационными системами. Персональные компьютеры, серверы для малых и средних рабочих групп предоставили службам предприятия необходимые вычислительные ресурсы по цене, которую они могли себе позволить. Простота внедрения, низкая стоимость таких информационных систем позволяло руководителям ИТ-служб переводить информационные системы предприятия в область, характеризуемую требованиями высокой готовности и высокой экономичности ИС.

Обратной стороной медали стало то, что к 2000 г., насытив первоочередную потребность в информационных системах, ИТ службы предприятия обнаружили, что они обладают сотнями, если не тысячами различных, частично не эффективно используемых, компьютеров, разбросанных по всему предприятию. Базы данных разрозненных информационных систем на предприятии активно и неуклонно растут в количестве, размерах и сложности, структуры ИС предприятия стали распределенными как никогда. Руководители ИТ-служб стали обращать внимания на то, что невозможно стало поддерживать  необходимый уровень готовности при том же уровне затрат, т. е. все больше информационных систем стало переходить из области высокой готовности, высокой экономичности в область высокой готовности, низкой экономичности или низкой готовности, высокой экономичности. В связи с этим стала актуальной тенденция консолидации.

Консолидацию различают по той характеристике ИС, которую планируют сделать более централизованной (концентрированной) или менее распределенной.

Чаще всего в публикациях упоминают следующие виды консолидации.

Логическая консолидация. Изменяется характеристика процесса (внедрение, сопровождение, обслуживание и др.). ИС остаются в прежнем состоянии, но процессы, связанные с персоналом, и административные процедуры стандартизуются внутри всего предприятия. Например, стандартизуется процесс ведения эксплуатационной документации на ИС.

Физическая консолидация. Изменяется характеристика размещения оборудования. В этом случае оборудование информационных систем переносится в единое место. Например, серверы из различных подразделений предприятия переносятся в общую серверную комнату. Количество единиц техники при этом остается неизменным, но при этом снижаются затраты из-за более эффективного использования обслуживающего персонала, упрощения процедур резервного копирования и восстановления, активного менеджмента и безопасности.

Рациональная консолидация. Одновременно изменяется несколько характеристик ИС. В зависимости от их комбинаций упоминают консолидацию данных, консолидацию аналогичных приложений и служб, консолидацию различных приложений и служб.

При принятии управленческих решений в самых разных областях – начиная с процедур оценки деятельности подразделений организации, работ проекта и т. д. и заканчивая программами отраслевого и регионального развития – часто встречается задача оценки сложных объектов, описываемых несколькими критериями. Наряду с линейными свертками и другими методами, в последнее время все большую популярность завоевывают методы формирования комплексной оценки на основе построения иерархической структуры (дерева) критериев.

Большие проекты консолидации, вовлекающие значительное число коллективов и исполнителей, имеют, как правило, сложную иерархическую структуру. Результат  реализации проекта сложным образом зависит от деятельности всех его участников. Одна из основных задач, стоящих перед руководством проекта, заключается в распределении материальных и финансовых средств между участниками проекта с целью обеспечения успешной его реализации. Что понимать под успешной реализацией проекта, по каким критериям оценивать его выполнение?

Для реализации проекта в целом, как правило, необходимо решить ряд задач (обеспечить реализацию подпроектов более низкого уровня). Решение этих задач требует решения еще более частных задач и т. д. Последовательно детализируя структуру проекта, получим дерево задач, которое мы будем называть деревом целей. Корневой его вершиной будет агрегированный показатель степени реализации проекта, висячими вершинами – показатели деятельности коллективов исполнителей – «ячеек» проекта.

Степень достижения каждой из целей (вершины построенного дерева) будем оценивать в некоторой дискретной шкале.

Таким образом, мы представили проект в виде дерева целей, степень достижения которых оценивается в дискретной шкале.

Для определения оценки на некотором уровне необходимо знать правила ее получения из оценок более низкого уровня. То есть первая задача – определение правила агрегирования оценок. В качестве правила агрегирования можно использовать любые функции, связывающие оценки нижнего уровня с оценкой верхнего уровня. Мы будем использовать конкретный вид процедуры агрегирования, а именно – логические матрицы свертки.

Возникает естественный вопрос – кто должен выбирать структуру дерева целей, шкалы оценок и формировать матрицы свертки? Указанные параметры выбираются либо лицами, принимающими решения (руководитель или руководители проекта, ПМ), либо коллективом экспертов. Система логических матриц может быть легко модифицирована с учетом изменения приоритетов.

При формировании матриц агрегирования предлагается следовать правилу монотонности: агрегированная оценка, получаемая при увеличении хотя бы одной агрегируемой оценки, должна быть не меньше первоначальной, то есть при движении из левого нижнего угла матрицы вправо или вверх оценки не должны убывать.