Смирнов В. Д., Лапин В. Л., г. Пермь

Повышение конкурентоспособности автомобилей «Нива»

В статье рассмотрены некоторые технические проблемы, реализация которых повышают удобство эксплуатации, ресурс ряда деталей и узлов и экономичность автомобилей «Нива». Приводятся краткие описания технических решений проблем, которые были реализованы на автомобиле «Нива» одного из авторов статьи.


Проблема

1. Крестовины карданных шарниров автомобилей не имеют достаточной защиты от попадания в них воды и грязи при движении автомобиля. Особенно в неблагоприятных условиях работает шарнир кардана заднего моста автомобиля, так как он расположен ближе к поверхности дороги.

При малейшем нарушении в уплотнении подшипников крестовин из подшипников вымывается смазка. В них проникает вода и грязь и происходит интенсивный износ шарниров. Эксплуатация автомобиля с изношенной крестовиной и разрушенными подшипниками в шарнире приводит к выходу из строя подшипника ведомой шестерни в редукторе заднего моста и промежуточной опоры. Возможно и необратимое повреждение вилок, что влечет за собой замену уже карданного вала, а не только крестовин и подшипников.

2. Пространство между корпусами раздаточной коробки и коробки передач автомобиля с находящимися там эластичной муфтой с крестовиной и задним шарниром переднего кардана автомобиля ВАЗ –2121 «Нива» не имеет защиты от воды и грязи.

Отсутствие указанной защиты приводит к тому, что грязью забивает штоки и шарниры рычагов переключения, а комки грязи иногда залетают в салон автомобиля. Попадание воды и грязи снижает ресурс работы крестовины раздаточной коробки и задней крестовины переднего кардана. В связи с этим требуется регулярный контроль за чистотой указанных мест и их чистка.

3. Отсутствие защиты нижней части двигателя и моторного отсека приводит к тому, что летящие из-под передних ведущих колес вода и грязь попадают в первый шарнир карданного вала, низ двигателя в моторном отсеке и на все приборы, что там находятся. Грязь летит вплоть до капота.

4. Чехол нижнего шарового шарнира автомобиля часто повреждается от летящих при движении автомобиля частиц (особенно твердых), а также от зацепления чехла за выступы дороги (кочки, торчащую проволоку, ветки деревьев в лесу, кромки колеи при повороте колес и т. д.).

5. Кулачок распределительного вала скользит по опорной площадке рычага газораспределительного механизма. Вследствие большого трения скольжения в зоне контакта двух поверхностей, даже у нормально работающего двигателя, существенно снижается кпд и повышается расход бензина при прочих равных условиях.

6. В автомобилях «Нива» не предусмотрено перекрытие полостей в брызговиках передних колес. При движении автомобиля в неблагоприятных условиях, летящие из-под передних колес вода и грязь беспрепятственно залетают через неперекрытые полости в моторный отсек.

Предлагаемое техническое решение проблемы

1. Предлагается на задний кардан автомобиля устанавливать защитный кожух. Последний выполнен составным: из эластичной переходной втулки, надеваемой на трубу кардана, и более жесткого защитного кожуха, один конец которого крепится на переходной втулке, а второй перекрывает крестовину [ 1].

2. Для защиты пространства между раздаточной коробкой и коробкой передач автомобиля предлагается устанавливать кожух. Корпус защитного кожуха крепится с помощью специальных кронштейнов-переход-ников, которые в свою очередь крепятся к имеющимся на днище технологическим болтам [2].

3. Предлагается защитный кожух и система его крепления к автомобилю. Причем задняя часть защитного кожуха крепится на штанге стабилизатора поперечной устойчивости автомобиля с помощью разрезного эластичного элемента, что позволяет производить установку кожуха без разборки стабилизатора. [ 3 ]

4. Предлагается для защиты чехла устанавливать защитный кожух в виде цилиндрической оболочки, длина которой ограничивается углом 210-270° [4].

5. Опорная площадка рычага привода газораспределительного механизма, по которой скользит кулачек распределительного вала, заменена на цилиндрический ролик, расположенный на оси, закрепленной в стенке рычага [5].

6. Предлагается устанавливать щиток в полость брызговика. Щиток удерживается в полости с наружной стороны брызговика с помощью заплечиков, а с внутренней с помощью специальной крепежной скобы и винта с гайкой [6].

Представленные технические решения проблем реализованы, апробированы и эффективно действуют уже в течение нескольких лет на автомобиле автора статьи Смирнова А. Д.

Реализация решений повышает удобство обслуживания автомобилей «Нива» и ресурс работы ряда деталей и узлов. Замена опорной площадки рычага привода газораспределительного механизма на цилиндрический ролик обеспечивает, кроме того, снижение расхода бензина не менее чем на 10%.

Все технические решения защищены свидетельствами и патентами на полезные модели.

Следует отметить, что установка изделий на автомобиль не требует какой-либо переделки в самом автомобиле. Во всех случаях установка изделий производится за счет использования имеющихся в автомобиле ресурсов, в частности, технологических крепежа и отверстий.

Рабочие чертежи на указанные изделия разработаны. Необходимо освоение серийного производства изделий.

Литература:

1.     Описание полезной модели. Защитный кожух заднего кардана автомобиля. Авторы: Лапин В. Л., Смирнов В. Д. Свидетельство № 26033.

2.     Описание полезной модели. Кожух для защиты пространства между раздаточной коробкой и коробкой передач автомобиля. Авторы: Лапин В. Л., Смирнов В. Д. Свидетельство № 28835.

3.     Описание полезной модели. Защитное устройство нижней части двигателя и моторного отсека автомобиля. Авторы: Смирнов В. Д., Лапин В. Л. Патент №.30696.

4.     Описание полезной модели. Шаровой шарнир автомобиля. Авторы: Смирнов В. Д., Лапин В. Л. Патент № 30408.

5.     Описание полезной модели. Рычаг механизма газораспределения двигателя внутреннего сгорания Авторы: Смирнов В. Д., Лапин В. Л. Патент № 31815.

6.     Описание полезной модели. Щиток полости брызговика верхнего рычага передней подвески автомобиля. Авторы: Смирнов В. Д., Лапин В. Л. Патент №.32746.


Проблема Предлагаемое техническое решение проблемы

1. Крестовины карданных шарниров автомобилей не имеют достаточной защиты от попадания в них воды и грязи при движении автомобиля. Особенно в неблагоприятных условиях работает шарнир кардана заднего моста автомобиля, так как он расположен ближе к поверхности дороги.

При малейшем нарушении в уплотнении подшипников крестовин из подшипников вымывается смазка. В них проникает вода и грязь и происходит интенсивный износ шарниров. Эксплуатация автомобиля с изношенной крестовиной и разрушенными подшипниками в шарнире приводит к выходу из строя подшипника ведомой шестерни в редукторе заднего моста и промежуточной опоры. Возможно и необратимое повреждение вилок, что влечет за собой замену уже карданного вала, а не только крестовин и подшипников.

1. Предлагается на задний кардан автомобиля устанавливать защитный кожух. Последний выполнен составным: из эластичной переходной втулки, надеваемой на трубу кардана, и более жесткого защитного кожуха, один конец которого крепится на переходной втулке, а второй перекрывает крестовину [ 1].

2. Пространство между корпусами раздаточной коробки и коробки передач автомобиля с находящимися там эластичной муфтой с крестовиной и задним шарниром переднего кардана автомобиля ВАЗ –2121 «Нива» не имеет защиты от воды и грязи.

Отсутствие указанной защиты приводит к тому, что грязью забивает штоки и шарниры рычагов переключения, а комки грязи иногда залетают в салон автомобиля. Попадание воды и грязи снижает ресурс работы крестовины раздаточной коробки и задней крестовины переднего кардана. В связи с этим требуется регулярный контроль за чистотойуказанных мест и их чистка.

2. Для защиты пространства между раздаточной коробкой и коробкой передач автомобиля предлагается устанавливать кожух. Корпус защитного кожуха крепится с помощью специальных кронштейнов-переход-ников, которые в свою очередь крепятся к имеющимся на днище технологическим болтам [2].

3. Отсутствие защиты нижней части двигателя и моторного отсека приводит к тому, что летящие из-под передних ведущих колес вода и грязь попадают в первый шарнир карданного вала, низ двигателя в моторном отсеке и на все приборы, что там находятся. Грязь летит вплоть до капота.

3. Предлагается защитный кожух и система его крепления к автомобилю. Причем задняя часть защитного кожуха крепится на штанге стабилизатора поперечной устойчивости автомобиля с помощью разрезного эластичного элемента, что позволяет производить установку кожуха без разборки стабилизатора. [ 3 ]

4. Чехол нижнего шарового шарнира автомобиля часто повреждается от летящих при движении автомобиля частиц (особенно твердых), а также от зацепления чехла за выступы дороги (кочки, торчащую проволоку, ветки деревьев в лесу, кромки колеи при повороте колес и т. д.).

4. Предлагается для защиты чехла устанавливать защитный кожух в виде цилиндрической оболочки, длина которой ограничивается углом 210-270° [4].

5. Кулачок распределительного вала скользит по опорной площадке рычага газораспределительного механизма. Вследствие большого трения скольжения в зоне контакта двух поверхностей, даже у нормально работающего двигателя, существенно снижается кпд и повышается расход бензина при прочих равных условиях.

5. Опорная площадка рычага привода газораспределительного механизма, по которой скользит кулачек распределительного вала, заменена на цилиндрический ролик, расположенный на оси, закрепленной в стенке рычага [5].

6. В автомобилях «Нива» не предусмотрено перекрытие полостей в брызговиках передних колес. При движении автомобиля в неблагоприятных условиях, летящие из-под передних колес вода и грязь беспрепятственно залетают через неперекрытые полости в моторный отсек.

6. Предлагается устанавливать щиток в полость брызговика. Щиток удерживается в полости с наружной стороны брызговика с помощью заплечиков, а с внутренней с помощью специальной крепежной скобы и винта с гайкой [6].