Перминов И. В., г. Пермь

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Одна из важнейших задач, стоящих в настоящий период перед предприятиями регионов России, в том числе и Пермской области, –  обновление основных производственных фондов. Данная задача может быть решена путем привлечения инвестиций, поступление которых возможно из иностранных (международных), внешних российских (из-за пределов региона) и внутрирегиональных источников капитала. Совершенно очевидно, что интенсивность инвестиционного потока определяется инвестиционной привлекательностью региона, которая по версии одного из ведущих рейтинговых агентств России РА «Эксперт» трактуется как сочетание двух основных характеристик: инвестиционных риск и инвестиционный потенциал [1].

Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из семи видов риска: законодательный, политический, социальный, экономический, финансовый, криминальный, экологический. Ранг региона по каждому виду риска определяется в результате упорядочения регионов по значению индекса инвестиционного риска –  относительному отклонению от среднероссийского уровня риска (принят за единицу).

Инвестиционный потенциал регионов учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Совокупный инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов: трудовой, потребительский, инфраструктурный, производственный, инновационный, финансовый, институциональный, природно-ресурсный. Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех 89 российских регионов.

Общий показатель потенциала или риска рассчитывается в данном рейтинге как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели суммируются  –  каждый со своим весовым коэффициентом. Оценка весов вклада каждой составляющей в совокупный потенциал или интегральный риск определяется в результате опросов, проведенных среди экспертов российских и зарубежных инвестиционных, консалтинговых компаний и предприятий.

Итоговый ранг региона рассчитывался по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате каждый регион характеризуется не только рангом, но и количественной оценкой, позволяющей установить, насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и до какой степени велик риск инвестирования в данный регион.

Основные информационные источники рейтинга рейтингового агентства «Эксперт»: данные Госкомстата РФ, Минфина РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, ЦБ РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов РФ, Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ, правовой базы данных "Консультант плюс – Регионы", базы данных рейтингового агентства "Эксперт РА".

В рейтинге агентства «Эксперт» отмечается тенденция к снижению значимости внутреннего финансового потенциала регионов в общем объеме инвестиций. Между тем, оценка этой составляющей позволяет предположить, что она может составить существенную долю, тем более, что управление его сосредоточено в руках политической и экономической элиты региона.

В ряде работ [2,3,4,5] предприняты попытки оценки инвестиционного потенциала территорий, однако суммируя результаты этих исследований можно отметить, что предлагаемые методики не позволяют полностью оценить потенциальные возможности территорий, так как в них отсутствуют исследования всех возможных региональных источников и, в первую очередь, капитала институциональных инвесторов.

В сложившейся ситуации представляется актуальным определение возможностей внутренних источников и разработка механизма управления внутренними инвестиционными ресурсами, особенно в части капитала институциональных инвесторов с позиции их конвергенции.

Инвестиционный капитал региона, на наш взгляд, представляет собой всю совокупность внутрирегиональных источников инвестиций: прибыль предприятий, активы региональных институциональных инвесторов (банков, страховых компаний, паевых, инвестиционных и пенсионных фондов), сбережения населения, государственные и муниципальные источники инвестиций.

Оценим возможность составных частей инвестиционного потенциала региона.

Прибыль предприятий региональной экономики, образуемая в процессе хозяйственной деятельности, является на сегодняшний день основным инвестиционным ресурсом предприятий. В то же время собственник предприятия, действуя как рациональный субъект экономических взаимоотношений, рассчитывает получить часть прибыли в качестве собственного вознаграждения или дивидендов. Более того, из прибыли предприятий собственник формирует также различные резервы, например, с целью самострахования бизнеса. Все это, безусловно, уменьшает инвестиционные ресурсы, однако для предприятий в последнее время появился такой источник инвестиций как лизинг – финансирование инвестиций через специально организованные лизинговые компании. В соответствии с российским налоговым законодательством, лизинговые платежи предприятий относятся на себестоимость продукции. Таким образом, предприятия, кроме чистой прибыли, имеют дополнительный источник инвестиций в виде лизинговых схем.

Особенный интерес представляют такие внутрирегиональные источники инвестиционного капитала как институциональные инвесторы (банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды).

Кредитные организации или банки располагают значительными финансовыми ресурсами. Финансирование инвестиций осуществляется банками через кредитование, операции с ценными бумагами и лизинговые операции. К сожалению, ресурсная база коммерческих банков сегодня не соответствует требованиям предприятий по стоимости и временному качеству: банки могут предоставить, в основном, лишь краткосрочные ссуды и под высокий процент.

Страховые организации, выполняя свое первоочередное назначение – защиту субъектов хозяйствования от рисков, аккумулируют значительные страховые ресурсы. В отличие от ресурсов коммерческих банков данные инвестиционные источники являются более длительными и менее дорогими, соответственно, они больше удовлетворяют предприятия по своим качествам.

Сбережения населения являются одним из основных источников долгосрочной капитальной базы банковского сектора при формировании инвестиционных ресурсов. Финансовый кризис 1998 года значительно подорвал доверие населения к банковской системе, однако в 2003 году наметились следующие благоприятные тенденции. Из-за снижения курса доллара населению стало невыгодно размещать сбережения в валюте, поэтому за 9 месяцев 2003 года рост сбережений населения в банках Пермской области составил 30,4%, объем сбережений населения в банках по состоянию на 01.10.2003 года составил 21 490 млн. рублей [6]. В конце ноября 2003 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект «О страховании вкладов в коммерческих банках», что, в случае утверждения данного закона Советом Федерации и Президентом РФ, позволит предоставить гарантии по вкладам в коммерческих баках, что приведет к значительному увеличению объема сбережений населения.

Государственные и муниципальные инвестиции формируются на основе текущих возможностей бюджета, который определяет их количественные характеристики, целевые ориентиры и механизмы инвестиционного воздействия. В Пермской области разработана и действует правовая база по регулированию государственных инвестиций. В области принят закон «О бюджете развития на 2003 год», в котором прописаны основные объемы, направления и механизмы государственных инвестиций.

Для реализации возможностей наиболее полного и эффективного использования рассмотренных внутренних источников инвестирования с целью обновления регионального промышленного хозяйства, необходима разработка такого механизма управления этими ресурсами, который позволил бы увеличить инвестиционный потенциал региона путем конвергенции различных источников инвестиционного капитала.

Данный механизм может быть создан в виде разработки и реализации специальной региональной политики в интересах органов власти региона, либо в виде создания специальной коммерческой структуры в интересах частных собственников. Однако, наиболее осуществимым, на наш взгляд, будет являться смешанный вариант, учитывающий интересы органов власти региона и региональных промышленных элит.

Таким образом, решение задачи увеличения инвестиционного потенциала видится в развитии конвергенции инвестиционных капиталов путем создания системы государственной поддержки инвестиционной деятельности на региональном уровне. Отличительной особенностью решения должна являться система мер государственной поддержки, направленная на увеличение притока инвестиционных ресурсов институциональных инвесторов (банков, страховых компаний, пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг) в реальный сектор региональной экономики.

Конечной целью реализации данного решения будет являться получение синергетического эффекта от совместного, подчиненного единой цели использования инвестиционного капитала всех участников региональной финансовой системы.

Литература

1.    «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов»; Эксперт, № 45, 2002г

2.    Губанова Е.С. «К вопросу об оценке инвестиционного потенциала региона»; Вологодский научно – координационный центр ЦЭМИ РАН; www.anrb.ru/isei/confa/c17.htm

3.    Шкуратов С.Е. «Управление инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики»; Обнинский филиал Государственного университета управления; www.extech.ru/expo/confer/theses/4_17.htm

4.    Тумусов Ф.С. «Инвестиционный потенциал региона: Теория. Проблемы. Практика» / М. «Экономика», 1999г.

5.    Марголин А.М., Быстряков А.Я. «Методы государственного регулирования процесса преодоления инвестиционного кризиса в реальном секторе экономики» - Челябинск: Южно – Уральское книжное издательство, 1998г.

6.    «Бюллетень банковской статистики и макроэкономических показателей Пермской области за 9 месяцев 2003 года», Выпуск 4(20), г.Пермь, 2003г.