Иванов М. Г.,

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ПРОФИЛЯ

Обосновывается необходимость финансирования научных программ поддержки экономического развития предприятий санаторно-курортного профиля, направленных на разработку механизмов управления методами теории активных систем.

За последние годы изменился правовой статус российских здравниц, санатории становятся закрытыми акционерными обществами (ЗАО). Их учредители и акционеры – Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) и областные (краевые) советы профсоюзов. По поручению акционеров руководство обществами осуществляют выборные Советы директоров. В них входят профсоюзные лидеры, обладающие знаниями экономики, финансов, менеджмента и санаторно-курортного дела. Советами директоров внедряются ежегодные и перспективные планы социально-экономического развития, предусматривающие повышение эффективности курортного лечения, его доступности для жителей региона, укрепление материально-технической базы, сохранение кадрового потенциала, повышение уровня сервиса и многое другое.

В каждом санатории необходимо добиться оптимального сочетания природных условий и возможности медицинского лечения. Взаимодополняемость имеющихся у курортов ресурсов усиливает лечебный эффект. Организация пешеходных, верховых, водных прогулок на современном сервисном уровне требует серьезных капиталовложений. Расширению терапевтического спектра услуг могут способствовать пасеки, теплицы, животноводческие комплексы обоснованной структуры, проектно-изыскательские работы.

Расширение и усовершенствование лечебно-диагностической базы, касающееся увеличения пропускной способности водогрязелечебниц, залов лечебной физкультуры, бассейнов, косметических кабинетов и питьевых бюветов, физиотерапевтического отделения, кабинетов ручного и подводного массажа и других, нуждается в обосновании проектов и нахождении источников их финансирования.

Строительство корпусов жилых коттеджей, объектов инфраструктуры требует особых капитальных вложений, осваиваемых обычно лишь вариантами долевого участия.

Производство, безусловно, нуждается в рекламе, охватывающей участие в выставках и ярмарках, публикации статей в печатных изданиях, видеорекламу по областному телевидению, рекламные сувениры, выставочные стенды, книги рекламного и методического содержания.

Таким образом, очевидным фактом является дефицит финансовых средств развития предприятий санаторно-курортного профиля.

В соответствии с новыми формами хозяйствования их источниками могут быть: торговая деятельность, платные лечебные услуги, дополнительные (платные) услуги (возможности прямых инвестиций следует обсуждать отдельно). Однако здесь возникают серьезные проблемы с управляемостью этих новых форм хозяйствования, касающиеся их масштабов, ценовой политики и контроля. Традиционные подходы административного характера малоэффективны. Перспективным следует считать использование результатов теории и практики активных систем, представляющих собой механизмы управления (стимулирования), обеспечивающие согласование интересов всех участников социально-экономической системы. Достаточно сложный математический аппарат названного научного направления и нетревиальность самого объекта исследования говорят о необходимости  применения значительных интеллектуальных усилий специалистов различного профиля для получения приемлемых решений. Руководствам ЗАО имеет смысл пойти на определенные расходы, связанные с финансированием научных программ поддержки экономического развития предприятий санаторно-курортного профиля, при условии их своевременной окупаемости.