Южанинов С. П. г. Пермь
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ФИНАНСОВОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
В докладе рассматривается опыт компании "Бионт" в создании комплексной информационно-аналитической системы (далее КИАС) для управления финансовыми ресурсами на предприятии "ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез". Полученный практический опыт внедрения позволяет утверждать, что применение методологии проектной интеграции снижает риски и во многом обеспечивает успех при создании сложных информационных систем.
Постановка задачи. Перед проектной группой компании "Бионт" была поставлена задача:
– автоматизировать процесс расчета показателей для оценки финансового состояния предприятия "ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез" с учетом отраслевой специфики и в рамках заданного регламента;
– обеспечить сопряжение форматов данных систем SAP R/3, Audit Expert и Excel;
Решение. Было принято решение о создании специализированного программного сервера с трехуровневой архитектурой.
Первый – уровень получения данных от системы SAPR/3 в формате Excel.
Второй – уровень, на котором происходит конвертация и реформирование данных. Специальная структура хранения данных и шаблонов позволяет оперативно вносить текущие изменения.
Третий – уровень приложений, на котором происходит аналитическая обработка финансовой информации.
Проектирование. При проектировании успешно применялись методы моделирования процессов на основе дисциплины MicrosoftSolutionsFramework (MSF):
– модель производственной архитектуры, обеспечивающая планомерное и последовательное приведение информационных технологий в соответствие с потребностями бизнеса;
– модель команды, определяющая ролевой состав рабочей группы, правила взаимодействия между ролями и ответственность за выполнение проектных задач;
– модель процессов, описывающая регламент выполнения работ, отчетную политику и правила предоставления результатов на протяжении всего жизненного цикла проекта;
– модель рисков, описывающая правила выявления и отслеживания статусов рисков, а также принципы поиска решений по их устранению или плановому снижению последствий от их актуализации;
– модель процесса проектирования, состоящая из определенных фаз и контрольных точек: анализ – планирование – разработка – стабилизация и одобрение концепции – одобрение плана проекта – завершение разработки – выпуск;
– модель приложения для этапа разработки программного обеспечения, определяющая совокупность сервисов трех уровней: пользовательского, бизнес-логики и данных.
Организация работ. Для планирования и производства работ применялись методики дисциплины MSF, а также положения ГОСТов 34-й и 19-й серий. Основные этапы работ:
– утверждение модели команды (рабочей группы проекта), модели процессов и модели рисков;
– разработка и утверждение плана-графика работ;
– разработка и утверждение информационной модели системы;
– тестирование системы (стабилизация);
– запуск КИАС (версии) в опытную эксплуатацию;
– разработка правил работы с системой;
– обучение пользователей и администраторов;
– организация технической и пользовательской поддержки.
Полученные результаты. Программно реализованы следующие функции:
– получение оперативных данных из системы SAP R/3 с актуализацией информации в программном сервере;
– формирование сводной таблицы дебиторской задолженности на задаваемую дату и кратным 30- дневным интервалам задолженности;
– автоматическое формирование графиков текущей и просроченной дебиторской задолженности;
– построение диаграмм и графиков анализа дебиторской и кредиторской задолженности;
– автоматический расчет показателей движения денежных средств;
– автоматическое формирование экспертного заключения о финансовом состоянии предприятия с учетом отраслевых нормативов;
– интерактивное формирование специализированных аналитических отчетов.
Вывод о преимуществе интеграции приложений. Для руководства предприятия важным является следующие возможности:
– сохранять инвестиции в обученный персонал, имеющиеся системы, "ноу—хау" и оборудование;
– осуществлять планомерное развитие комплексной информационной системы, интегрируя в нее функциональные компоненты, исходя из приоритетов развития бизнеса компании и потребностей функциональных подразделений;
– заменить при необходимости любой функциональный компонент другим, более соответствующим текущим бизнес-потребностям;
– делать инвестиции в развитие информационных технологий поэтапно, на каждом этапе добиваясь определенного результата;
– снизить общую стоимость автоматизированного рабочего места, включая затраты на создание системы, поддержку рабочих мест и обучение пользователей.
Среди основных преимуществ, для ИТ – руководителей, следует выделить:
– возможность поддерживать функциональное развитие системы при сохранении ее интегрированности;
– возможность вести разработку некоторых компонентов собственными силами, т. е. дешевле и в более сжатые сроки;
– возможность резко повысить квалификацию персонала информационных служб за счет освоения современных методов объектного проектирования и разработки компонентных приложений в многозвенных архитектурах, что существенно повысит привлекательность работы в компании и поможет удержать высококвалифицированные кадры.
Литература
1. Системы всех стран, объединяйтесь" // Сетевой журнал. – 2002. – № 6.
2. Верников Г.Г. Корпоративные информационные системы: Не повторяйте пройденных ошибок // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 2.