Южанинов С. П. г. Пермь

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ФИНАНСОВОЙ СЛУЖБЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

В докладе рассматривается опыт компании "Бионт" в создании комплексной информационно-аналитической системы (далее КИАС) для управления финансовыми ресурсами на предприятии "ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез". Полученный практический опыт внедрения позволяет утверждать, что применение методологии проектной интеграции снижает риски и во многом обеспечивает успех при создании сложных информационных систем.

Постановка задачи. Перед проектной группой компании "Бионт" была поставлена задача:

–     автоматизировать процесс расчета показателей для оценки финансового состояния предприятия "ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез" с учетом отраслевой специфики и в рамках заданного регламента;

–     обеспечить сопряжение форматов данных систем SAP R/3, Audit Expert и Excel;

Решение. Было принято решение о создании специализированного программного сервера с трехуровневой архитектурой.

Первый – уровень получения данных от системы SAPR/3 в формате Excel.

Второй – уровень, на котором происходит конвертация и реформирование данных. Специальная структура хранения данных и шаблонов позволяет оперативно вносить текущие изменения.

Третий – уровень приложений, на котором происходит аналитическая обработка финансовой информации.

Проектирование. При проектировании успешно применялись методы моделирования процессов на основе дисциплины MicrosoftSolutionsFramework (MSF):

–     модель производственной архитектуры, обеспечивающая планомерное и последовательное приведение информационных технологий в соответствие с потребностями бизнеса;

–     модель команды, определяющая ролевой состав рабочей группы, правила взаимодействия между ролями и ответственность за выполнение проектных задач;

–     модель процессов, описывающая регламент выполнения работ, отчетную политику и правила предоставления результатов на протяжении всего жизненного цикла проекта;

–     модель рисков, описывающая правила выявления и отслеживания статусов рисков, а также принципы поиска решений по их устранению или плановому снижению последствий от их актуализации;

–     модель процесса проектирования, состоящая из определенных фаз и контрольных точек: анализ – планирование – разработка – стабилизация и одобрение концепции – одобрение плана проекта – завершение разработки – выпуск;

–     модель приложения для этапа разработки программного обеспечения, определяющая совокупность сервисов трех уровней: пользовательского, бизнес-логики и данных.

Организация работ. Для планирования и производства работ применялись методики дисциплины MSF, а также положения ГОСТов 34-й и 19-й серий. Основные этапы работ:

–    утверждение модели команды (рабочей группы проекта), модели процессов и модели рисков;

–     разработка и утверждение плана-графика работ;

–     разработка и утверждение информационной модели системы;

–    тестирование системы (стабилизация);

–     запуск КИАС (версии) в опытную эксплуатацию;

–     разработка правил работы с системой;

–     обучение пользователей и администраторов;

–     организация технической и пользовательской поддержки.

Полученные результаты. Программно реализованы следующие функции:

–     получение оперативных данных из системы SAP R/3 с актуализацией информации в программном сервере;

–    формирование сводной таблицы дебиторской задолженности на задаваемую дату и кратным 30- дневным интервалам задолженности;

–     автоматическое формирование графиков текущей и просроченной дебиторской задолженности;

–    построение диаграмм и графиков анализа дебиторской и кредиторской задолженности;

–     автоматический расчет показателей движения денежных средств;

–    автоматическое формирование экспертного заключения о финансовом состоянии предприятия с учетом отраслевых нормативов;

–     интерактивное формирование специализированных аналитических отчетов.

Вывод о преимуществе интеграции приложений. Для руководства предприятия важным является следующие возможности:

–     сохранять инвестиции в обученный персонал, имеющиеся системы, "ноу—хау" и оборудование;

–     осуществлять планомерное развитие комплексной информационной системы, интегрируя в нее функциональные компоненты, исходя из приоритетов развития бизнеса компании и потребностей функциональных подразделений;

–    заменить при необходимости любой функциональный компонент другим, более соответствующим текущим бизнес-потребностям;

–     делать инвестиции в развитие информационных технологий поэтапно, на каждом этапе добиваясь определенного результата;

–     снизить общую стоимость автоматизированного рабочего места, включая затраты на создание системы, поддержку рабочих мест и обучение пользователей.

Среди основных преимуществ, для ИТ – руководителей, следует выделить:

–     возможность поддерживать функциональное развитие системы при сохранении ее интегрированности;

–     возможность вести разработку некоторых компонентов собственными силами, т. е. дешевле и в более сжатые сроки;

–     возможность резко повысить квалификацию персонала информационных служб за счет освоения современных методов объектного проектирования и разработки компонентных приложений в многозвенных архитектурах, что существенно повысит привлекательность работы в компании и поможет удержать высококвалифицированные кадры.

Литература

1.     Системы всех стран, объединяйтесь" // Сетевой журнал. – 2002. – № 6.

2.     Верников Г.Г. Корпоративные информационные системы: Не повторяйте пройденных ошибок // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003. – № 2.