Дорошенко Р. О., г. Пермь.

УПРАВЛЕНИЕ ПАССАЖИРСКИМИ ПЕРЕВОЗКАМИ г. ПЕРМИ (ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ЗАДАЧА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, СХЕМА ИНВЕСТИРОВАНИЯ)

Статья описывает проблемы муниципального пассажирского транспорта г. Перми. Необходимость увеличения использования транспорта перевозчиков немуниципальной формы собственности. Выбор системы навигации для ее использования при контроле и управлении перевозками, осуществляемыми индивидуальными предпринимателями. Способ инвестирования для внедрения вышеуказанной системы. Экономические плюсы от использования данной системы.

Городской пассажирский транспорт является составной частью производственной инфраструктуры города. Его устойчивое функционирование является одним из показателей качества жизни населения.

Ввиду низкого бюджетного финансирования и неполного возмещения выпадающих доходов, связанных с перевозкой льготных категорий пассажиров, что ведет к увеличению износа подвижного состава, уменьшению его численности, происходит падение объема пассажирских перевозок муниципальным транспортом и, как следствие, постоянное увеличение объема пассажирских перевозок, производимых  индивидуальными предпринимателями.

В этих условиях большое значение приобретают такие функции как: контроль за регулярностью движения на маршрутах, обслуживаемых перевозчиками немуниципальной формы собственности, качество перевозки пассажиров, объективность оценки качества выполняемых пассажирских перевозок для определения реальных размеров компенсации за выполненные перевозки и функции, связанные с информационным обеспечением транспортного процесса.

Задачи настоящего и будущего диктуют необходимость применения гибкой, многофункциональной автоматизированной системы, использующей надежные высокоскоростные каналы связи и высокопроизводительные средства обработки информации. В то же время она должна быть относительно недорогой как по стоимости самого устройства подвижной единицы (ПЕ), так и по стоимости услуг центральной диспетчерской службы (ЦДС).

Для создания вышеуказанной системы необходимо выбрать экономически эффективный вариант комплекса технических средств для работы в среде управления пассажирскими перевозками индивидуальных предпринимателей и определить реальный способ финансирования данной программы.

В настоящее время существует три варианта построения этой системы:

–    система с применением GPS – навигации [1];

–    система с применением маячков наземного расположения или подсистема дальнего канала;

–    система ближнего радиоканала.

При работе в системе полнофункциональной спутниковой навигации транспортные средства оборудуются наиболее сложными и дорогостоящими мобильными бортовыми блоками, которые выполняют несколько функций:

–    прием сигналов глобальной спутниковой связи по системам GPS;

–    накопление навигационных данных о движении ПЕ и их передача в реальном масштабе времени в центр ЦДС;

–    голосовая связь между диспетчером ЦДС и водителем на расстоянии «дальней» радиосвязи (20-30 км и более);

–    возможно использование ряда более сложных функций, таких как прием цифровых данных центра для индикатора-дисплея, а также для внутрисалонных табло пассажиров и др.

При работе в системе локальной навигации «по радиомаячкам» транспортные средства должны оборудоваться также достаточно сложными мобильными бортовыми блоками, которые выполняют те же функции, что и при использовании вышеописанной системы, за исключением приема сигналов глобальной спутниковой связи.

При работе в системе локальной навигации «по контрольным пунктам» транспортные средства оборудуются наиболее простыми и дешевыми мобильными бортовыми блоками, которые выполняют одну функцию: периодическое излучение радиосигнала, содержащего идентификатор – номер транспортного средства. В то же время конструкция такого бортового блока может иметь развитие (в комплексе с аппаратурой устройства контрольного пункта) путем включения дополнительных функций, таких как бортовой индикатор – дисплей водителя, голосовая связь с водителем в зоне контрольного пункта. Соответственно, включение дополнительных функций приводит к повышению стоимости мобильного бортового блока.

Последний представленный вариант является самым рациональным при работе с частными перевозчиками, так как является для них самым дешевым. В то же время для ЦДС данная система позволит усилить контроль за работой частных перевозчиков и повысить управляемость перевозочным процессом.

Вместе с этим выбранная система подключится к общей комплексной системе контроля и управления пассажирским транспортом г. Перми «МАЯК», которая уже установлена на трамваях и в данный момент устанавливается на троллейбусах (на них используется система локальной навигации «по радиомаячкам») [2], [3]. Это позволит использовать для управления и контроля программное оборудование базы ЦДС, которое имеет следующие возможности:

–    планирование выезда на линию;

–    отслеживание времени прохождения отметок;

–    осуществление контроля и диспетчерского управления движением на маршрутах;

–    проведение анализа фактически выполненных рейсов;

–    создание отчета выполненных рейсов на основании первичных отметок ПЕ;

–    использование автоответчика по выполненной работе;

–    работа группы расписаний;

–    использование карты движение ПЕ на маршрутах;

–    табло пассажиров (информирование пассажиров о расписании отправления с остановочных пунктов ближайших автобусов, устанавливается на крупных пассажирообразующих остановочных пунктах);

–    использование системы видеонаблюдения.

Также работа с программным оборудованием базы ЦДС позволит формировать следующие отчеты о работе перевозчиков немуниципальной формы собственности:

–    отчет о работе водителя;

–    отчет о работе маршрута;

–    отчет по потерям линейного времени по маршрутам за сутки;

–    отчет о пробегах на маршрутах;

–    отчет по интервалам движения на маршрутах и т.д.

Следует отметить, что выбранный вариант навигационной системы по затратам, связанным с установкой оборудования по контрольным точкам (радиомаяки), оборудованием для приема данных в ЦДС (рабочее место диспетчера), установкой радиоантенны, остается на уровне затрат по другим системам.

  Установка и покупка бортовых мобильных блоков будет осуществляться самим перевозчиком, аналогично с существующей ситуацией по устройствам ПЕ системы АСДУ-А (автоматизированная система диспетчерского управления). Остальные затраты должна понести администрация города из средств предусмотренных специальной городской целевой программой [4].

Положительные стороны внедрения системы с экономической точки зрения относительно существующей системы АСДУ-А:

1.    Отсутствие затрат на закупку и прокладку прямых проводов (переход с телефонных пар на радиосвязь).

2.    Снизятся затраты на обслуживание системы (примерно в 2 раза), так как повысится ее надежность.

3.    Отсутствует необходимость ремонта и установки контрольных точек на остановочных пунктах (радиомаяки располагаются в ближайших помещениях и не требуют затрат на установку и постоянное обслуживание).

4.    Сокращение штата работников ЦДС.

Литература

1.    Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», подпрограмма 3 «Внедрение и использование спутниковых навигационных систем в интересах транспорта».

2.    Постановление администрации города Перми № 225 от 10.11.1995 г. «Об утверждении положения о порядке создания комплексной компьютерной системы управления пассажирскими перевозками авто- и горэлектротранспортом» (МАЯК).

3.    Положение «О Порядке создания комплексной компьютерной системы управления пассажирским транспортом».

4.    «Городская целевая программа развития общественного транспорта г. Перми на 2002 - 2004 гг.», утвержденная Пермской городской думой от 19.03.2002 г. (№ 25).