Аликин В.Н., Винокур В.М., Петров В.Ю.,
г. Пермь

ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В 2002 – 2003 гг. активизировалась работа, направленная на развитие инновационных технологий в стране. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 676 «Об университетских комплексах» внесено дополнение к Типовому положению о высшем учебном заведении, где рекомендованы типы университетских комплексов. Создание университетских комплексов как приоритетная задача социально-экономического развития России и регионов включено также в «Концепцию модернизации системы образования на период до 2010 г.», одобрено распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г. Последнее обусловлено тем, что, имея 3% численности населения от мирового уровня, России производит валовый внутренний продукт (ВВП) ~ 1% от мирового. Производительность труда среднего российского рабочего в разы (до 10 и более) менее, чем в развитых странах. Научно обосновано, что увеличить ВВП за десять лет в два раза за счет сырьевого сектора экономики невозможно. Ожидаемый максимальный прирост за десять лет сырьевого сектора ~ 20% ВВП. Опыт стран с развитой экономикой, а в последнее время – Китая, убедительно демонстрирует преимущества инновационного пути развития, позволяющего не только обеспечить конкурентоспособность национальной экономики, но и решить комплекс сложных социально-экономических проблем.

Как пилотный проект Регионального научно-образовательного комплекса инновационных технологий ПГТУ создается университетский инновационный научно-образовательный центр «Наукоемкие продукты и технологии двойного назначения».

Центр основан, в первую очередь, на создание системы непрерывного инновационного цикла от поисковых, фундаментальных и прикладных исследований до реализации продуктов и технологий на рынке в сфере конверсируемого военно-промышленного комплекса (ВПК) региона. На первом этапе реализации проекта одним из наиболее важных моментов является привлечение бюджетных и внебюджетных средств в рамках грантов на инновационные проекты государственного значения по линии Минпромнауки и из других источников. Такие значимые в масштабах страны проекты подготовлены и находятся в рабочем процессе.

Следует отметить, что из предприятий ВПК г. Перми наиболее удачно конверсировали структуры авиационно-ракетного сектора. Там же разрабатываются и производятся наиболее наукоемкие технологии и агрегаты. С другой стороны, авиационно-ракетное (аэрокосмическое) образование является по комплексу причин опережающим образованием в мире. Его основными характеристиками являются: фундаментальность подготовки; широкопрофильность; системность; универсальность и т.п. Оценивая перспективы использования аэрокосмического направления в качестве одного из инструментов преодоления кризисных явлений и перехода в плоскость устойчивого развития, необходимо подчеркнуть, что эта отрасль оказалась одной из немногих отечественных отраслей, сохранившей свой научно-технический потенциал и производящей продукцию, конкурентоспособную на зарубежных рынках.

Поэтому одной из важнейших задач центра является модернизация учебного процесса на основе последних достижений науки по аэрокосмическому направлению.