Трусов А.В., Березовик Ю.Л., г. Пермь
Электронная служба научно-технической информации предприятия (организации)
Электронная служба научно-технической информации (НТИ) предприятия (организации) является подмножеством автоматизированных информационных систем, обеспечивающих управление текущей производственной, технологической и научно-технической деятельности предприятия.
Электронная служба НТИ представляет собой информационную систему, созданную с применением современных средств обработки данных, устройств накопления, регистрации и отображения информации, экономико-математических методов для регулярного решения основных задач информационного управления промышленных предприятий, государственных и негосударственных организаций [1].
Задачами создания электронной службы НТИ являются:
– разработка инфраструктурных средств обеспечения научно-технической деятельности предприятия;
– использование персональных компьютеров в управлении технологическими и научно-техническими процессами на каждом рабочем месте;
– объединение рабочих мест субъектов научно-технической деятельности предприятия в выделенный виртуальный сегмент локальной вычислительной сети;
– реализация интегрированного информационного хранилища данных обеспечения научно-технической и технологической деятельности предприятия;
– интеграция научно-технической информации предприятия в отечественное и международное информационное пространство.
К основным показателям, на которые необходимо ориентироваться при разработке электронной службы НТИ предприятия, относятся:
– производительность (минимальные совокупные затраты времени на преобразование заданного объема информации с обеспечением ее достоверности);
– пропускная способность (способность системы обеспечить выполнение заданных ключевых факторов эффективности производственного процесса);
– быстродействие (количество обрабатываемой информации);
– емкость (количество хранимой информации);
– уровень надежности (вероятность безотказной работы системы);
– стоимость единицы информации (первичной, производной);
– уровень автоматизации процесса преобразования информации (отношение объема информации, преобразуемой автоматическими устройствами, к общему объему информации, преобразуемой системой) по подсистемам и системам в целом;
– стоимость системы и срок ее окупаемости.
– Оптимальный уровень этих показателей зависит от:
– структуры информационной системы;
– схемы технологического преобразования информации;
– состава устройств (в том числе резервных) обработки информации;
– степени автоматизации процесса преобразования информации;
– быстродействия и помехоустойчивости устройств обработки информации;
– повторяемости (периодичности) циклов производственного процесса.
Электронная служба НТИ базируется на использование всех возможных служб Internet, однако наиболее целесообразно использовать службу www (World Wide Web - Всемирная Паутина), что обусловлено следующим
Во-первых, с использованием документов HTML можно сравнительно просто разработать удобную для использования информационную структуру, которая в дальнейшем будет обслуживаться одним или несколькими Web-серверами.
Во-вторых, наличие нескольких готовых к использованию клиентских частей – браузеров ("обходчиков") избавляет от необходимости разработчиков создавать собственные интерфейсы с пользователями, предоставляя им удобные и развитые механизмы доступа к информации.
Положительным фактором Internet-Intranet-технологий является использование внешних процедур для возможности модификации документов, поддерживаемых Web-сервером, а также создание временных "виртуальных" HTML-страниц.
В качестве основного программного продукта, в среде которого разрабатываются прикладные программы, в Internet является язык Java. Мобильные коды (апплеты), полученные в результате компиляции Java-программы, могут быть привязаны в HTML-документу. В этом случае они поступают на сторону клиента вместе с документом и выполняются либо автоматически, либо по явному указанию. Апплет может быть специализирован как шлюз к серверу баз данных.
Internet – Intranet-технология является удобным и мощным средством разработки, сопровождения и использования информационных систем.
В общем случае электронная служба научно-технической информации (рис.1.) предприятия включает в свой состав следующие компоненты:
1) навигатор научно-технической информации предприятия:
– ведение навигатора электронных фондов научно-технической информации предприятия;
– поддержание связи с региональным каталогом научно-технической информации;
2) информационный сервис электронной службы НТИ:
– технологические и научно-технические новости предприятия;
– формирование и ведение электронных специализированных библиотек научно-технической информации (нормативно-техническая и технологическая документация, патентная информация и т.д.);
– формирование и ведение специализированных сегментов информации региональной системы НТИ;
– формирование и ведение узко профильных (специализированных) электронных баз данных (для служб и подразделений);
– технологические возможности предприятия;
3) инновационный сервис электронной службы НТИ предприятия:
– формирование и ведение информационного электронного фонда инновационных проектов предприятия;
– НИР и ОКР;
– изобретательство и рационализаторство;
– конкурсы;
– презентации новых товаров и услуг.
Создание современной электронной службы НТИ является сложным процессом. При реализации электронной службы, приходится решать много вопросов связанных с построением специализированных интегрированных автоматизированных информационных систем, которые характеризуются следующими основными особенностями:
– большой сложностью;
– распределенностью обработки данных;
– распределенностью управления;
– распределенностью многоуровневой памяти;
– разнородностью обрабатываемой информации;
– динамичностью реконфигурации;
– высокой производительностью;
– разнородностью используемых компонентов;
– эффективностью;
– сочетанием численных, аналитических и логических преобразований;
– изменчивостью вычислительной среды;
– параллельностью вычислений;
– живучестью;
– надежностью;
– эргономичностью.
Нормативное и методическое сопровождение электронной службы НТИ предприятия.
1. Стандарт предприятия на обслуживание НТИ в сетевом и локальном режимах:
– Область применения …
– Нормативные ссылки…
– Общие положения
– Организация работы по информационному обслуживанию в локальном и сетевом режимах, в условиях компьютеризированного рабочего места
– Технология работы по информационному обслуживанию в локальном режиме
– Технология работы по информационному обслуживанию в сетевом режиме
– Технология работы по информационному обслуживанию с использованием www-серверов.
2. Стандарт предприятия на справочно-информационное обслуживание подразделений и служб предприятия:
– Область применения…
– Нормативные ссылки
– Общие положения
– Организация работы по справочно-информационному обслуживанию подразделений и служб предприятия.
3. Методические рекомендации по учету и хранению в электронном виде объектов интеллектуальной собственности, НИ и ОК работ.
Сформированная в рамках единого информационного пространства, электронная служба научно-технической информации (рис.2.) предприятия позволит максимизировать использование научно-технической информации в интересах всех служб и подразделений предприятия и минимизировать финансовые затраты, идущие на комплектование справочно-информационных фондов НТИ. Правильное представление и актуализация информационно-инновационной составляющей службы НТИ позволит значительно усилить инвестиционную привлекательность предприятия.
Литература
1. А.В. Трусов. Введение в проектирование программно-технических комплексов для решения задач автоматизации информационных процессов. – Пермь.. Пермский ЦНТИ, – 2001. – 66 с.